Отчет ЦНЖ: Некоторые телеканалы проявляют политическую ангажированность в ходе избирательной кампании

0

Некоторые телеканалы, ставшие предметом мониторинга, относительно нейтрально освещают избирательную кампанию к общим местным выборам и к новым парламентским выборам, назначенным на 20 октября 2019 года, в то время как другие проявляют политическую ангажированность, оказывая предпочтение отдельным конкурентам на выборах. Такие выводы были сделаны в первом отчете о мониторинге деятельности СМИ в ходе избирательной кампании, опубликованном Центром независимой журналистики (ЦНЖ).

Таким образом, в период с 20 по 27 сентября 2019 года, в главных выпусках новостей 10 телеканалов, охваченных мониторингом, были замечены следующие тенденции при освещении избирательной кампании:

  • Большинство телеканалов уделили кандидатам эфирное время, цитируя и/или упоминая их в новостях об их вступлении в кампанию, о предвыборной деятельности и т.д.;
  • Большинство предвыборных материалов были корректными и беспристрастными, представляя персонажей нейтрально;
  • Многие предвыборные новости цитировали кандидатов, ограничиваясь одним источником информации и не вдаваясь глубоко в подробности, т.е. не представляли информацию о контексте, не включали другие источники и т.д.;
  • Абсолютное большинство материалов было несбалансированным с точки зрения гендерного равенства: чаще всего в соответствующих материалах цитировались мужчины;
  • Общественный телеканал Moldova 1 действовал сбалансированно, предоставив новостное эфирное время большинству конкурентов на выборах, не оказывая явное предпочтение отдельным кандидатам и не ставя никого из них в невыгодное положение;
  • Национальные вещатели Prime TV и Publika TV не оказывали явного предпочтения ни одному кандидату, при этом кандидат от блока ACUM/ППДП/ПДС Андрей Нэстасе был поставлен в невыгодное положение выбором отрицательного контекста в новостях, касавшихся его;
  • NTV Moldova и Accent TV массивно продвигали кандидата от ПСРМ Иона Чебана, предоставляя ему значительный объем эфирного времени и представляя его в положительном контексте. Андрей Нэстасе (ACUM/ППДП/ПДС) в основном представлялся в отрицательном контексте;
  • На RTR Moldova было замечено слегка более благоприятное отношение к кандидату ПСРМ Иону Чебану, что проявилось в выборе информации, включенной в новости, и в относительно большом числе материалов, освещавших его деятельность;
  • Jurnal TV предоставил эфирное время всем кандидатам, которые занимались предвыборной деятельностью, освещая их нейтрально. В то же время, кандидат от блока ACUM/ППДП/ПДС Андрей Нэстасе был также представлен в положительном контексте в новостях о его деятельности в качестве министра внутренних дел;
  • Pro TV и TV 8 действовали сбалансированно, не оказывая явное предпочтение отдельным кандидатам и не ставя никого из них в невыгодное положение;
  • Televiziunea Centrală оказывал предпочтение представителям партии «Шор», а Ион Чебан (ПСРМ) и Андрей Нэстасе (ACUM/ППДП/ПДС) были представлены и в отрицательном контексте.

ЦНЖ рекомендует журналистам пользоваться отчетами о мониторинге как инструментами для саморегулирования, а Совету по телевидению и радио – принять их к сведению и воспользоваться данными мониторинга для определения того, предоставляют ли телеканалы равный доступ к эфирному времени всем кандидатам и соблюдают ли право на полное, объективное и достоверное информирование.

Осуществляя мониторинг СМИ, ЦНЖ поставил перед собой задачу информировать общественность о деятельности прессы в ходе избирательной кампании и о доступе конкурентов на выборах к прессе, а также обратить внимание регулирующих органов на тенденции, которые могут повлиять на работу СМИ и поставить под угрозу их способность предоставлять общественности достоверную, беспристрастную и плюралистическую информацию.

Всего мониторинг охватил 10 вещателей: Moldova 1, Prime TV, Publika TV, Jurnal TV, RTR Moldova, NTV Moldova, Accent TV, Pro TV, TV 8 и Televiziunea Centrală. Телеканалы были отобраны согласно следующим критериям: аудитория/воздействие (национальное, региональное), тип СМИ (аудиовизуальные), форма собственности (государственная, частная), язык вещания (румынский, русский).

 

Данный отчет составлен Центром независимой журналистики при поддержке Фонда Восточная Европа, из средств, предоставленных Швецией, и при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и британского агентства UK Aid. Представленные здесь мнения принадлежат авторам и могут не совпадать с мнением финансирующих организаций.

 

Оставьте ответ