В последние дни распространители российской пропаганды снова начали насаждать старый ложный нарратив, представляющий Республику Молдова в качестве «фашистского» государства, которое следует «освободить». В этом ключе недавно высказался Илан Шор в связи с задержанием башкана Гагаузии Евгении Гуцул по подозрению в причастности к незаконным схемам финансирования.
Выступая в передаче российского пропагандиста Владимира Соловьева, Шор призвал к объединению «всех, кто хочет построить процветающую страну и освободить Молдову от фашистского ига», тем самым он попытался представить нынешнюю власть в качестве угнетающего режима. Сказанное им активно распространяли в социальных сетях, в том числе на Facebook, в Telegram и TikTok.
Как указывается в Толковом словаре румынского языка, понятие «фашизм» означает « возникшую в Европе после Первой мировой войны идеологию, характеризующуюся экстремистским национализмом, мистицизмом, жестокостью, культом силы, нетерпимостью по отношению к другим партиям, пропагандой расизма и проч.» или «политический режим, установившийся на основе этого течения».
Уголовное законодательство Республики Молдова предусматривает осуждение и наказание за пропаганду фашизма, создание организации фашистского характера, присоединение к ней или ее поддержку в любой форме, а также за изготовление , продажу, распространение и хранение в целях распространения фашистской символики.
ПОЧЕМУ ЭТОТ НАРРАТИВ ЛОЖНЫЙ
Исследователь Лауренциу Плешка из Румынского центра российских исследований обращает внимание на то, что не существует никаких оснований называть Республику Молдова «фашистским государством».
«Во-первых, понятие „фашизм” вбрасывают в общественное пространство без каких бы то ни было веских научных аргументов против нынешнего правления Республики Молдова, избранного демократическим путем и опирающегося на поддержку западных партнеров. В Молдове не наблюдается ни одного из элементов, характерных для этой тоталитарной доктрины, например, диктатуры верховного лидера, жестокого подавления оппозиции посредством насилия со стороны государства или пропаганда экспансионизма военным путем. Неосознанное использование подобных обвинений указывает на непонимании на коллективном уровне концепции фашизма, а именно, как режима, характеризующегося ультранационализмом, агрессивным милитаризмом и подавлением авторитарным государством индивидуальных свобод », — поясняет Плешка.
По его словам, «такие пропагандистские нарративы распространяются самой Российской Федерацией и аффилированными ей партиями, использующими исторические термины с мощным эмоциональным зарядом для дискредитации проевропейского правления Молдовы. Говорить об „освобождении Молдовы от фашизма” в программе Владимира Соловьева, являющегося главным пропагандистом кремлевского режима, — это гротескная ирония. Соловьев, постоянно продвигающий ультранационалистические идеи и оправдывающий военную агрессию России, как раз и представляет тот самый тип авторитарной идеологии, против которого, как утверждают Илан Шор и его союзники, они ведут борьбу», — добавляет политолог.
Лауренциу Плешка обращает внимание на то, что граждане, в том числе проживающие в Гагаузии, должны осознать, что в действительности стоит за задержанием Евгении Гуцул, а также приговорами в отношении Александра Нестеровского и Ирины Лозован.
«Речь идет не о „преследованиях по политическим мотивам”, а о последствиях незаконных действий. Незаконное финансирование партии, перекачивание „черного нала” из России в Молдову, подкуп избирателей —– не демократические практики, а классические инструменты российского влияния у нас в стране. Москва стремится удержать контроль над Молдовой через коррумпированные политические сети, а Илан Шор и его окружение — не более чем пешки в этой схеме. Те, кто на самом деле пытаются дестабилизировать молдавское государство, находятся не в Комрате или Орхее, а в башнях Кремля, где и планируются и финансируются эти операции по подрыву суверенитета Республики Молдова, а их кульминацией, как ожидается, должно стать влияние на исход предстоящих осенью парламентских выборов, в результате которых Россия стремится добиться пророссийского парламентского большинства».