Дело директора гимназии села Дрокия: «эксклюзивные» или «шокирующие» подробности и предположения о причинах

Дело директора гимназии «Думитру Роман» в селе Дрокия Натальи Маня, которая 18 мая была найдена повешенной в спортзале учебного заведения, широко освещалось в молдавской прессе. Некоторые СМИ акцентировали внимание на «эксклюзивных» или «шокирующих» подробностях, а также на предположениях о причинах смерти,  несмотря на то, что расследованием дела занимаются компетентные органы, и официальных выводов о причинах смерти пока нет.

Портал Canal5.md опубликовал 20 мая новость в видео- и текстовом формате с заголовком «Эксклюзив! Родственница директрисы из Дрокии, найденная повешенной в учебном заведении, рассказала “Пятому каналу” новые подробности: “У нее были проблемы, долги…». В материале приводятся слова родственников и местных жителей, у которых журналисты пытаются выяснить причину трагедии, но все ограничивается домыслами, уровень достоверности которых – «так говорят в селе», «так слышали». Другой материал этого портала вышел под заголовком: «Они все отвернулись от меня. Срочно, ситуация критическая». Новые шокирующие подробности в деле директора из Дрокии, найденной повешенной в спортивном зале школы». И на этот раз редакционная статья ссылается на некоторые прошлые разговоры с намеками на причины.

В свою очередь Tvn.md опубликовал 20 мая видео с места, где произошла трагедия и процитировал местных жителей, которые сказали, что понятия не имеют о причинах: «ВИДЕО/ Все село скорбит по директору школы, которую нашли повешенной в спортзале. «Она была очень хорошей женщиной».

Сайт Stiri.md написал 21 мая, что «в сети появилась дополнительная информация о том, что Наталья Маня могла быть доведена до этого шага из-за травли», пытаясь, в том числе, выяснить, «подстрекал ли ее кто-то к этому шагу или нет».

Деонтологический кодекс содержит положения, касающиеся проверки фактов журналистами и информирования по вопросам общественного интереса. «Журналист обязан соблюдать право людей, в том числе умерших, на неприкосновенность частной жизни и на защиту их достоинства. Вмешательство в частную жизнь допустимо только в том случае, когда раскрытие фактов представляет общественный интерес», — говорится в документе.

Кроме того, Свод успешных журналистских практик при освещении суицида в СМИ, рекомендует прессе избегать спекуляций и «сенсационности» при освещении самоубийств. «Посредством журналистских материалов нужно предоставлять людям сведения о том, куда можно обратиться  за помощью в случае безвыходных на первый взгляд жизненных ситуаций. Подчеркивайте тот факт, что самоубийство можно предотвратить, если своевременно оказать людям помощь», — отмечают авторы документа.

Суицидолог Люба Чебан рассказала в беседе с Mediacritica, что все медиаакторы должны осознать свою роль и участвовать в поственции (интервенция после самоубийства). «В результате нескольких громких случаев за последнее время становится очевидной необходимость понять, что если мы правильно занимаемся поственцией, то превенция осуществляется в своей самой чистой форме. Корректность в изложении этого феномена, с правильными акцентами, поможет предотвратить будущие трагедии. И наоборот, несоблюдение корректных принципов способствует проблеме. Хорошо известно, что пресса может повлиять на уровень самоубийств до 30%. Поэтому важно, чтобы СМИ осознавали свою роль и избегали сенсационности и сообщений, вызывающих панику и страх. Важно понимать реальность и осознавать, что уровень самоубийств в Республике Молдова высок. Хоть он и не растёт, но остаётся высоким», — пояснила эксперт.

По ее словам, детали таких случаев никогда не будут известны полностью, и тот факт, что в общественном пространстве вместо профессиональных сообщений и материалов появляется много спекуляций и комментариев, часто в форме сплетен и слухов, вызывает сожаление.

«Акцент на причинах в публичном пространстве, к сожалению, является свидетельством нашего невежества, потому что самоубийство – это сложное явление. Оно всегда будет иметь множественные причины и множество факторов, связанных между собой очень сложным и неизвестным образом, потому что оно уходит вместе с умершим. Человеческая сторона сообщения отсутствует. Вместо того, чтобы выразить соболезнования и поддержку пострадавшим, мы жонглируем информацией и интересами, продиктованными редакционной политикой. Правильным было бы сделать акцент на выражении соболезнований, на усилиях по минимизации негативных последствий трагедий и на предотвращении эффекта копирования, который может сохраняться в долгосрочной перспективе.  Послание должно быть сосредоточено на эмпатии и сострадании. Самоубийство – это не решение. Правильное решение для тех, кто сталкивается с суицидальными мыслями или попытками самоубийства – это обратиться за помощью и поговорить», – заключила Люба Чебан.