Запрет социальных сетей для несовершеннолетних – вариант и для Республике Молдова?

Инициатива Австралии по ограничению доступа детей и подростков к социальным сетям вызвала широкую дискуссию и на европейском уровне о защите несовершеннолетних в цифровой среде. Предложение предусматривает ограничение доступа до достижения 16 лет и обосновывается властями негативным воздействием чрезмерного времени перед экраном на психическое и эмоциональное здоровье детей. Насколько необходимым будет такое ограничение в Республике Молдова? Некоторые специалисты, опрошенные Mediacritica, выступают за менее радикальные решения. 

Австралия стала первой страной в мире, которая приняла закон, запрещающий доступ несовершеннолетним младше 16 лет к социальным сетям, таким как Instagram, TikTok, Facebook, YouTube, Snapchat или Reddit. Мера вступила в силу 10 декабря 2025 года и обязывает платформы блокировать аккаунты детей и подростков младше этого возраста либо платить значительные штрафы – до почти 50 миллионов австралийских долларов за несоблюдение правил.

В Европейском союзе, например, недавние предложения Европейского парламента предполагают установление минимального порога в 16 лет для доступа к сетям без согласия родителей, но не вводят полного запрета – решение скорее ориентировано на защиту данных и ограничение вредного контента.

В некоторых государствах-членах правила различаются: во Франции требуется согласие родителей для пользователей младше 15 лет, тогда как в Германии и Италии действуют отдельные нормы, обычно основанные на возрасте 14–16 лет или на согласии родителей, сообщает Reuters. Другие европейские страны, такие как Дания, в настоящее время готовят запреты или ограничения, аналогичные австралийским, предусматривающие минимальный возраст 15 лет, с возможностью для родителей разрешить доступ детям младшего возраста при определенных условиях.

А в Румынии Сенат недавно принял закон «о цифровом совершеннолетии». Он впервые вводит в Румынии понятие «цифровая зрелость» в возрасте 16 лет. Закон может вступить в силу только после его принятия и в Палате депутатов, которая является решающим органом, передает Europa Liberă.

“ПОЛНЫЙ ЗАПРЕТ – СЛИШКОМ ЖЕСТКАЯ МЕРА”

В Республике Молдова специалисты по медиаобразованию с осторожностью относятся к идее полного запрета. Наталья Грыу, эксперт в области медиаобразования, считает, что подобные модели основаны на серьезных исследованиях, но предупреждает о рисках чрезмерно ограничительного подхода. 

«С моей точки зрения, запрещать доступ до 16 лет – это слишком жесткая мера. Думаю, ограничение необходимо для детей до десяти лет, но когда они вступают в этап предподросткового возраста, социальные сети становятся также полезным фактором формирования социальных навыков у детей. Они очень много общаются, поэтому, на мой взгляд, стоит рассматривать ограничение доступа скорее по времени. Воздействие, превышающее один час, вредно для детей, а они в среднем проводят там три–пять часов. В учебниках по медиаобразованию отмечается, что необходимо контролировать время, посвященное потреблению медиаконтента и пребыванию перед экранами цифровых устройств. По сути, это должно регулироваться так же, как питание, сон или занятия спортом», – пояснила эксперт для Mediacritica.

Она также обращает внимание на роль школы и родителей, выступая за более четкие правила и непрерывное образование. «Из моей практики видно, что социальные сети могут использоваться и как формы учебной деятельности – это мир, в котором они живут. Не уверена, что ограничение или запрет – это решение, но регулирование потребления, вероятно, было бы более эффективным. Очевидно, речь идет и о роли родителей в управлении временем, выделенным на медиапотребление, и о системе образования, которая должна развивать компетенции по кибербезопасности, охране здоровья маленького потребителя медиа и подростков, знакомить их с опасностями в онлайн-пространстве. Доказано, что каждый третий ребенок в той или иной форме становился жертвой насилия в онлайн-среде. Нам нужны дополнительные исследования, ответственность и программы родительского образования, чтобы родители осознавали последствия. В некоторых беседах с родителями наблюдается иногда полное отсутствие понимания влияния медиапотребления и долгого пребывания детей перед экранами», – заключает Наталья Грыу.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ ЧРЕЗМЕРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

С точки зрения психического здоровья психолог Зинаида Грибинча считает, что подобные законодательные инициативы являются ответом на реальную и всё более заметную проблему. Она описывает сложную картину симптомов, связанных с чрезмерным потреблением: от хронической усталости и снижения школьной успеваемости до раздражительности, нарушений сна и физических проблем.

«Подростки проводят значительную часть времени в социальных сетях. С одной стороны, это позволяет им общаться виртуально, находить людей с похожими интересами, получать разнообразную информацию. С другой стороны, чрезмерное использование социальных сетей может привести к серьезным психологическим проблемам, таким как зависимость от социальных сетей, которая влияет на психическое здоровье, социальные отношения и успеваемость в школе. Поскольку родители не могут контролировать деятельность ребенка в течение всего дня по понятным причинам, они часто начинают тревожиться уже тогда, когда зависимость от Интернета и социальных сетей установилась. Симптомы зависимости легко выявить наблюдением: дети постоянно чувствуют необходимость проверять обновления на своих аккаунтах, увеличивается время, проведенное в Интернете, в ущерб другим важным занятиям. Кроме того, они сталкиваются с хронической усталостью, трудностями концентрации внимания на заданиях из-за частых отвлечений в онлайн-среде, повышенной раздражительностью, тревожностью и агрессивностью при отсутствии доступа к Интернету, потерей интереса к повседневной деятельности, снижением школьной успеваемости. Не следует игнорировать и физические симптомы, такие как головные боли, боли в спине, проблемы с глазами, которые могут быть следствием длительного пребывания перед экраном, а также нарушения сна (бессонница или проблемы со сном)», – объясняет специалист. 

По ее мнению, активное и длительное присутствие в социальных сетях вытесняет другие интересы, «которые могли бы оказать конструктивное влияние на развитие личности, такие как хобби, путешествия, спорт, общение с членами семьи и друзьями и т. д. Дети и подростки всё больше погружаются в эту виртуальную реальность из страха что-то важное упустить. Этот феномен в специализированной литературе описывается акронимом FOMO (Fear of Missing Out – «страх упущенной возможности»), и ассоциируется с зависимостью от социальных сетей, социальной тревожностью, снижением самооценки и компульсивным онлайн-поведением. Они могут испытывать постоянный страх, что другие демонстрируют ценные переживания, в которых они не участвуют, и это ошибочное восприятие порождает необходимость быть постоянно подключенными. Наряду с тем, что присутствие в социальных сетях предоставляет детям и подросткам возможности формировать самооценку и самовыражать свою идентичность, получать социальную поддержку в случае необходимости, регулировать эмоции в трудные периоды, чрезмерное вовлечение в виртуальное пространство может привести к трудностям в управлении эмоциями в реальных ситуациях. Плюс ко всему, существует вероятность формирования искаженного образа реальности».

В то же время Зинаида Грибинча предупреждает об опасности идеализированных изображений и кибербуллинга, которые могут привести к снижению самооценки и депрессии. Решение, по ее словам, не сводится исключительно к законодательным мерам. 

«Идеализированные изображения, представленные в социальных сетях, могут создавать нереалистичные ожидания и недовольство собственной жизнью. Постоянное сравнение своей жизни с этими образами приводит к снижению самооценки и возникновению депрессии. Эмоциональные расстройства могут быть вызваны также кибербуллингом, который в некоторых случаях может иметь драматические последствия. Влияние социальных сетей можно минимизировать посредством родительского контроля и соблюдения правил их использования, поддержания открытого диалога о рисках и опасностях онлайн-среды, развития медиакомпетентности и критического мышления, а также постоянной эмоциональной поддержки и близких отношений в семье. При необходимости следует предоставлять психологическую помощь, когда чрезмерное использование социальных сетей вызывает эмоциональные или поведенческие проблемы», –заключает Зинаида Грибинча.

“ЗАПРЕТ НЕ ОСТАНОВИТ ДОСТУП”

Критическую перспективу представляет Валерия Батеряну, главный редактор молодежной платформы Diez.md, которая считает, что строгий запрет может иметь обратный эффект. 

«Такая инициатива не уменьшит использование социальных сетей, а станет катализатором для поиска альтернативных способов входа на эти платформы. Сегодняшнее поколение – это поколение, которое родилось с доступом к Интернету и сетям, и ограничение может означать для молодежи лишение важного инструмента общения и информирования», – считает журналистка.

По ее мнению, акцент следует перенести на ответственность цифровых платформ. «То, что действительно важно, – это привлечение социальных сетей к ответственности и стимулирование их к разработке политик по защите несовершеннолетних», – отмечает Валерия Батеряну.