Марш ЛГБТ-сообщества в Кишинэу: от информации до манипуляций и подстрекательства

Марш ЛГБТ-сообщества, прошедший в Кишинэу 15 июня 2025 г. в рамках фестиваля Moldova Pride, широко освещался в прессе. Тем не менее, некоторые редакции прибегали к риторике, направленной на распространение языка ненависти, отсутствовал плюрализм мнений, авторы материалов обходились без ссылок на официальные источники или опирались исключительно на религиозные взгляды при освещении этого события, что способствовало искажению его общественного восприятия и обострению разногласий в обществе.

«Позор в центре Кишинева во время гей-парада» – – так озаглавил клон портала Kp.md материал, написанный в обвинительном тоне и полный обобщений. Утверждается, что «под ударами полицейских дубинок и кулаков в большом количестве пострадали священники, родители с детьми, пожилые граждане – все те, кто не может больше молчать…» Подробности излагаются как констатация фактов, контекста и соответствующих комментариев, в том числе сотрудников полиции, не приводится.

Источник также заимствует направленные против ЛГБТ нарративы о «разрушении ценностей», дополняя их субъективными суждениями: «Мы против извращений! Мы против того, чтобы в центре Молдовы устраивали парады Содома и Гоморры».

Аналогичный материал можно найти на сайте Evedomosti.md, опубликовавшем текст, основанный практически исключительно на мнениях священнослужителей и обширных цитатах из религиозных проповедей. «Содомия – это грех, именуемый в Священном Писании мерзостью. (…) Эта антихристианская идея приводит к разрушению души», «Мы, молдаване, православный народ, не допустим проведения гей-парада» – вот лишь некоторые примеры.

Хотя цитирование основанных на религиозных взглядах мнений допустимо, отсутствие какой-либо противоположной точки зрения – как организаторов марша, так и правозащитников – делает информационный дисбаланс еще более очевидным.

А в статье, опубликованной на сайте Gagauzinfo.md под заголовком «Священника швырнули на землю: ЛГБТ‑марш в Молдове закончился столкновениями с полицией», редакция использует «завирусившиеся» изображения, публикуя их без каких бы то ни было официальных объяснений. Утверждается, что полиция якобы повалила на землю священника и напала на отца с ребенком. Ответных заявлений со стороны организаторов, полиции или независимых свидетельств в материале не приводится.

Подобные сообщения могут способствовать усилению языка ненависти в отношении сексуальных меньшинств, особенно учитывая отсутствие контекста. Деонтологический кодекс предусматривает, что «журналист должен чётко отделять факты от мнений и не представлять мнения как факты». А в Книге стиля с этическими нормами для журналистов отмечается: «В журналистике нет места для предположений. Ничто не оправдывает неточность. Чтобы узнать правду, необходимо изучить всю информацию и факты, касающиеся дела».

Что касается языка ненависти, Ирина Коробченко, аналитик, специализирующийся на вопросах борьбы с языком ненависти, ранее упоминала о том, что распространенность этого явления становится поводом для беспокойства и заставляет задумываться об индивидуальной и коллективной ответственности. В майском выпуске Подкаста cuMINTE эксперт приводит ряд рекомендаций.

«Становясь свидетелями подобных высказываний, не следует распространять их», – подчеркнула Ирина Коробченко в подкасте. Независимо от намерений, согласия или несогласия с высказанным мнением, само по себе распространение контента, основой которого является язык ненависти, уже способствует его укреплению и нормализации в общественном пространстве, как отмечает эксперт.