Администрация президента в официальном заявлении опровергает подлинность приписываемых президенту Майе Санду заявлений, якобы прозвучавших в беседе главы государства с неким собеседником, представившимся премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем. Это произошло после того, как пранкеры Вован (Владимир Кузнецов) и Лексус (Алексей Столяров) опубликовали на каналах Rutube и Telegram 3 октября тизер нового пранка, в рамках проекта ViL Show с президентом РМ Майей Санду.
В видеоролике Майю Санду спросили, готова ли она к проведению мобилизации в стране. «Конечно, мы должны быть готовы к этому [мобилизации – прим. ред.]. Во-первых, если русские подойдут к Одессе, мы должны быть готовы принять население Одессы, которая находится всего в 70 километрах от нашего пограничного пункта. Принять всех этих людей нам будет достаточно сложно. <…> Несмотря на то, что у нас небольшая армия, нам придется использовать ее для защиты своей территории», – якобы ответила Майя Санду.
«Эта видеозапись – попытка вовлечь президента Майю Санду в дипфейковую манипуляцию. Утверждения, представленные в этой фальсификации, не соответствуют действительности, они получены путем монтажа изображения и звука», – заявили в Президентуре.
Видеоролик пранкеров был распространен, в том числе в Telegram-каналах некоторых пророссийских СМИ в Молдове. В то время как одни опубликовали опровержения Президентуры, другие подвергли их сомнению. Например, Kp.md спрашивает в своем Telegram-канале, является ли это видео дипфейком, видеомонтажом или аудиомонтажом.
В одном из выпусков подкаста cuMINTE Mediacritica объясняет, что такое дипфейк. Для создания дипфейка используется технология «глубинного обучения» – форма искусственного интеллекта (ИИ), алгоритмы которой используются для изменения изображений лиц людей, полученных из цифрового контента, и создания реалистично выглядящей подделки. Если человек хочет вложить определенные слова в уста политика или даже сыграть главную роль в фильме «Властелин колец», это возможно благодаря созданию дипфейка.