Некоторые сайты, в частности, Tv6.live, Breakingnews.md и Politics.md, 19 августа опубликовали материал под заголовком: «Илан Шор: „Наши дети и внуки уже должны миллионы евро по кредитам Санду”». Эти материалы являются повтором пресс-релиза, опубликованного на сайте партии Шора, объявленной неконституционной, и представляют собой «когнитивный диссонанс, касающийся увеличения уровня задолженности страны», как утверждает представитель организации Expert-Grup.
В тексте, заимствованном указанными сайтами, Илан Шор, бежавший за пределы страны после того, как в Республике Молдова его приговорили к тюремному заключению, утверждает, в том числе, что «наши дети и внуки уже должны миллионы евро по кредитам Майи, наемного менеджера Запада», и призывает общественность выбрать «будущее без долговой ямы, в которую нас загнала нынешняя власть».
Опубликованные статьи не сбалансированы, подготовлены на основе единственного источника, информация не проверена с точки зрения достоверности. Кроме того, руководство страны и президент Майя Санду представлены в отрицательном свете, в материале применяется техника манипулирования образом врага. Упомянутым в статьях лицам не предоставлено право на ответ.
«Когда Шор говорит о повышении уровня долга страны, это больше напоминает когнитивный диссонанс. Ведь самым распространенным показателем для оценки уровня задолженности страны является доля государственного долга по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Судя по этому показателю, в Молдове отмечался самый высокий уровень государственного долга по отношению к ВВП в 2016 г., когда этот показатель вырос с 7,9% до 37,3%. Этот рост произошел после того, как Правительство переложило на плечи налогоплательщиков плату в связи с “кражей миллиарда”, в которой, согласно отчету Kroll и сведениям Министерства юстиции, Илан Шор и являлся главным действующим лицом», – поясняет Стас Мадан, директор программы «Деловая среда и МСП» Expert-Grup, для Mediacritica.
«ПОПУЛИСТСКИЕ И ПРИМИТИВНЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ»
Экономист сослался на ситуацию за последние четыре года, когда наивысший уровень госдолга по отношению к ВВП отмечался в 2020 г. и составил 36,4%. В 2021 г. этот показатель снизился до 33,8%, а в 2022 и 2023 гг. доля государственного долга по отношению к ВВП составляла 35,9%.
«Так что цифры ни в коем случае не способствуют тому, чтобы драматизировать ситуацию. На данный момент считается целесообразным, чтобы государственный долг нашей страны не превышал 40% ВВП, и этот критерий соблюдается на протяжении последних лет. Кроме того, кредиты, полученные с 2020 г., предназначались для смягчения последствий беспрецедентных кризисов для нашей страны, таких как пандемия COVID, последствия захватнической войны России в Украине, а также результаты высокого уровня инфляции и энергетического кризиса. Кроме того, важно подчеркнуть, что ежегодно более 90% всех государственных расходов покрываются за счет налогов и сборов. Я упоминаю об этом потому, что часто в общественном пространстве создается впечатление, будто Республика Молдова живет, по сути, только за счет долгов», – уточнил Стас Мадан.
Эксперт также считает, что заявление Шора о том, будто МВФ и Запад «диктуют стране, как нужно жить», является «популистским и примитивным». «Все обязательства, возложенные на себя нашей страной по отношению к Международному валютному фонду (меморандумы об экономической и финансовой политике) или Европейскому союзу (соглашения о макрофинансовой помощи), общедоступны, и с ними может ознакомиться любой. Ирония ситуации заключается в том, что, если мы откроем, например, Меморандум с МВФ, то выясним, что там перечислен ряд мер, которые могут привести как раз к снижению зависимости страны от долга и иностранной помощи», – объяснил экономист.
По мнению Стаса Мадана, заявление о том, что «Шор уверен, что страна сейчас стоит на пороге войны из-за того, что Санду когда-то набрала кредитов», «вообще ниже всякой критики».
«Любой сознательный и разумный человек знает, что войну в регионе начала Россия, которая на данный момент предлагает защиту Шору. И мир поддерживается в Молдове, прежде всего, благодаря сопротивлению украинского народа, который не позволяет войне распространиться еще сильнее», – заключил экономист.