На прошлой неделе несколько новостных порталов опубликовали новость о несовершеннолетней из села Садаклия Бессарабского района, которая забеременела в 15 лет. Некоторые СМИ опубликовали фотографию молодой женщины и данные, позволяющие ее идентифицировать, что противоречит профессиональным деонтологическим нормам.
Новости об этой теме были написаны на основе видео, которое 3 сентября опубликовал в социальных сетях лидер Партии «Демократия дома» Василе Костюк, который посетил несовершеннолетнюю и задал ей несколько вопросов. Ролик не был технически обработан для защиты личности подростка, поэтому на кадрах можно было увидеть многочисленные личные данные, включая ее имя, место жительства и возраст. Более того, на видео ее расспрашивают и сообщают подробности о предполагаемом отце будущего ребенка, а также о другом человеке, с которым она сожительствует.
Некоторые СМИ взяли этот ролик и обнародовали его на своих ресурсах, не обеспечив защиту несовершеннолетней. Так, портал Stiri.md дал материал под заголовком: «Вопиющий случай: Несовершеннолетняя из Садаклии забеременела в 15 лет». Аналогичные новости дали Mamaplus.md и Stiripesurse.md. Другие источники технически отредактировали отснятый материал, чтобы скрыть лицо несовершеннолетней.
Касательно защиты личности несовершеннолетних Деонтологический кодекс уточняет: «Журналист с особой осторожностью относится к собранной информации о несовершеннолетних, каждый раз удостоверяясь в том, что опубликование такой информации не приведет к негативным последствиям (чувство страха, душевные муки и др.) для них». Кроме того, «журналист защищает личность несовершеннолетних, причастных к негативным событиям (аварии, преступления, семейные конфликты, самоубийства, насилие и жестокое обращение любого рода пр.), в том числе в качестве свидетелей. В этом случае для защиты личности несовершеннолетних видеозаписи и фотографии следует изменять».
Книга стиля с этическими нормами также предполагает, что в журналистских материалах необходимо защищать личность детей, находящихся в уязвимой ситуации. «Нельзя навешивать ярлыки на детей и описывать подробности, как они подвергались физическому и психическому насилию».
Кроме того, согласно Закону о защите детей от негативного влияния информации, «Запрещается публиковать в средствах массовой информации информацию, содержащую персональные данные, в случаях, когда (…)в контексте негативных социальных явлений представлены фотографии детей или видеоматериалы о них, что позволяет идентифицировать их личность».
«Самый большой вред, который журналист может нанести ребенку из группы риска, — это публично разоблачить его через информацию, которую он представляет в новостях/статьях. Чтобы избежать подобных ситуаций, мы защищаем личность несовершеннолетнего. Это значит не разглашать публично имя ребенка или родителей, название города, в котором они находятся, домашний адрес. Журналисты обязаны очень внимательно относиться и к таким деталям как возраст ребенка, класс/школа, в которой он учится, количество детей в семье, степень родства с другими людьми в селе/городе. Эти данные вместе с указанием местности легко могут привести к идентификации ребенка. Мы также должны позаботиться о том, чтобы не разоблачать ребенка, если показываем дом или населенный пункт, где он проживает», – считает член Совета прессы Наталья Порубина.
Читайте также: Темы о детях в ситуациях, сопряженных с риском: как обеспечить баланс между журналистской этикой и общественными интересами?
А также слушайте выпуск Подкаста CuMINTE: Между сенсационностью и журналистской этикой. Образ ребенка в негативном контексте