Эксперт Людмила Панкратова о важности медиаобразования в Украине: «Когда люди анализируют источник информации, они становятся более устойчивыми»

Вторжение России в Украину кардинально изменило способ, которым граждане страны получают информацию, и их отношение к прессе. Хотя пропаганда стала гораздо более тонкой, программы медиаобразования, реализуемые уже несколько лет, привели к тому, что «процент устойчивых к дезинформации значительно вырос», утверждает Людмила Панкратова, медиаюрист и директор Института развития региональной прессы, в интервью порталу Media Azi

В условиях интенсивного информационного потока население Украины массово ориентировалось на платформы Telegram. Анонимные каналы публикуют в реальном времени предупреждения об атаках, траектории ракет, количество дронов. Г-жа Панкратова, однако, подчеркивает, что эта “информационная удобность” имеет высокую цену: отсутствие редакционной ответственности, что превращает Telegram в идеальную среду для распространения манипуляций.

«Риск, связанный с Telegram, огромен: там циркулирует очень много анонимной информации без какой-либо ответственности, а там, где нет ответственности, информация может быть неподтвержденной, манипулятивной или представлять собой российскую пропаганду. Украина давно работает над развитием медиаграмотности, и, по моему мнению, доля людей, устойчивых к дезинформации, значительно выросла. За годы войны мы гораздо лучше фильтруем информацию и можем отличать российскую пропаганду от других форм манипуляции, хотя признаю, что сама пропаганда стала более тонкой и изощренной. Тем не менее, украинцы имеют четкую позицию относительно того, что является дезинформацией, а что – нет. Люди уделяют больше внимания официальным источникам и независимым медиа», – подчеркивает она.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНЫЙ ЩИТ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Украина уже много лет инвестирует в медиаграмотность, и, по словам Людмилы Панкратовой, эта стратегия приносит результаты. Аудитория всё более способна распознавать модели российской пропаганды, даже если она стала «гораздо более тонкой и изощренной».

По ее мнению, развитие критического мышления является самым эффективным механизмом борьбы с дезинформацией. «Когда люди анализируют источник информации, они становятся более устойчивыми. Существуют проекты, такие как StopFake, YouTube-каналы вроде «Как не стать овощем» («Як не стати овочем»), блогеры, которые разоблачают дезинформацию . Особенно против российской пропаганды активно действуют многие инициативы по по проверке фактов», – отметила юрист. 

Отвечая на вопрос, как оценить устойчивость населения, директор Института развития региональной прессы считает, что это можно сделать через социологические опросы. «Если люди не поддаются российской пропаганде и отвергают идею “уступить территории ради мира”, тогда мы ясно видим уровень устойчивости. И, судя по моим наблюдениям, устойчивость высока. Конечно, всегда будут люди, которые верят в определенные мифы или следят за сомнительными источниками, но продвижение качественной прессы остается приоритетом», – пояснила она.