Язык ненависти в прессе и онлайн: «Законодательный пробел для журналистов, работающих на таких платформах, как YouTube»

В майском выпуске Подкаста cuMINTE Ирина Коробченко, аналитик, специализирующийся на сфере борьбы с языком ненависти, обратила внимание на возрастающую ответственность прессы при освещении деликатных тем и предотвращение распространения языка ненависти, особенно в онлайн-среде и в предвыборные периоды.

«Для аудиовизуальной прессы существуют Кодекс аудиовизуальных медиауслуг (КАМУ) и Совет по телерадиовещанию, обязанный применять санкции в случае нарушений. Кодекс прямым текстом запрещает обнародовать высказывания, разжигающие ненависть, и обязывает избегать любых форм дискриминации. Для СМИ также существует Совет прессы, так что можно подавать жалобы, и Совет может предоставлять определенные рекомендации», – объяснила Ирина Коробченко.

Однако областью, все более подверженной злоупотреблениям, становится контент, создаваемый независимыми журналистами или инфлюенсерами, не связанными с традиционными СМИ и работающими на таких цифровых платформах, как YouTube. «Здесь наблюдается законодательный пробел. Закон никак не регулирует контент, создаваемый и публикуемый на платформах обмена видеоконтентом. Это более сложный вопрос», – отмечает эксперт.

Что касается языка ненависти, используемого политическими деятелями во время избирательных кампаний, Кодекс о правонарушениях с 2022 г. предусматривает санкции, применяемые к кандидатам, разжигающим ненависть. Полиция Республики Молдова уполномочена документировать подобные инциденты и применять санкции в таких случаях на основании жалоб и по собственной инициативе.

В связи с этим эксперт подчеркивает, что национальное законодательство не предусматривает различий между физическим и онлайн-пространством в том, что касается языка ненависти: «За происходящее в онлайн-пространстве можно понести такое же наказание, как и за происходящее в реальной жизни. Именно такое положение и предусматривает действующее законодательство».

«С момента утверждения законодательной базы полиция, получив полномочия применять санкции в случае подобных высказываний, начала чаще обсуждать эту тему и включать ее в повестку дня; при этом стало очевидно, что некоторые учреждения уделяют ей больше внимания, чем другие. Однако, на мой взгляд, сотрудничество между государственными инстанциями по этому вопросу должно быть гораздо более тесным», – к такому выводу приходит Ирина Коробченко.