Вторжение Российской Федерации в Украину 24 февраля вызвало гуманитарный шок во всем мире, при этом Республика Молдова стала одной из наиболее пострадавших стран, говорится в отчете Балтийского центра развития СМИ (BCME), обнародованном в начале октября.
Исследование, основанное на 14 интервью с восемью медиаменеджерами и журналистами, четырьмя медиаэкспертами, политологом и экономистом, показывает прямое влияние войны на Украине на молдавский медиасектор.
По словам источника, в процессе передачи информации о войне СМИ разделились на две категории и выбрали два разных подхода. К первой категории относится пресса, которая с самого начала военной агрессии России в Украине освещала события в режиме нон-стоп, подробно, на основе официальной информации и с трансляцией видеоизображений с поля боя. В основном это были независимые источники информации. Во вторую категорию входят те СМИ, которые на первом этапе войны (февраль – март 2022 г.) практически полностью избегали освещения событий в Украине, как будто ничего не произошло, а позже (апрель – июнь 2022 г.) начали освещать эту тему, представляя Россию в положительном свете. Это пророссийские СМИ, которые прямо или косвенно транслируют нарративы Москвы.
Отчет BCME также показывает, что сектор СМИ и журналисты в Молдове столкнулись с серьезными проблемами с самого начала конфликта, из которых наиболее ярко выражены эмоциональные/психологические и связанные с безопасностью. Как и все остальное население, большинство журналистов пережили шок, породивший панику и стресс, особенно в первые дни российской агрессии в Украине. Журналисты первыми получали и обрабатывали всю информацию, таким образом, подвергаясь наибольшему воздействию. Они стали «информационными губками», впитывая всю информацию и только потом фильтруя ее и донося до общественности. Некоторые журналисты, опасаясь, что война охватит и территорию Молдовы, покинули страну в первые дни российской военной агрессии в Украине и укрылись в странах ЕС. Однако через несколько недель они вернулись в Молдову, возобновив работу, как например, некоторые журналисты TV8.
Определенные СМИ рассмотрели возможность переноса своих редакций в более безопасные страны, например, Newsmaker.md.
Второй серьезной проблемой стал экспоненциальный рост нагрузки на журналистов. Военные атаки России на Украину происходили в основном ночью, поэтому многие редакции скорректировали свой график, работая круглосуточно (например, Agora.md) или посменно, начиная с 7:00 и заканчивая в 23:00 (Ziarul de Gardă). Смена режима работы привела к «выгоранию» журналистов и даже к увольнению некоторых из них.
Эксперты, опрошенные в рамках этого исследования, отметили, что большинство СМИ освещали события в Украине на основе информации, полученной из других источников. Лишь немногие могли позволить себе (как финансово, так и с точки зрения безопасности) отправлять в Украину журналистов для освещения событий (Jurnal TV, TV8, Newsmaker.md, при поддержке доноров).
«СМИ ПОСТРАДАЮТ ОЧЕНЬ СИЛЬНО»
«Война в Украине влечет за собой и повлечет в дальнейшем долгосрочные последствия для всех секторов и направлений. Скорее всего, Молдова столкнется с экономическим, продовольственным и энергетическим кризисом, какого не было со времен обретения независимости. Прогнозы показывают, что средства массовой информации, наряду с другими секторами, сильно пострадают от этого регионального кризиса. Российская военная агрессия выявила как старые, так и новые уязвимости СМИ и журналистов. Во-первых, она показала, насколько взаимосвязаны все сферы в обществе и в регионе: политически, экономически, с точки зрения безопасности, а также с информационной точки зрения. Эта взаимосвязанность вряд ли окажет положительное влияние на СМИ. Во-вторых, она продемонстрировала, насколько слабы молдавские СМИ с финансовой точки зрения, особенно независимые, и что СМИ в Республике Молдова еще не удалось добиться финансовой устойчивости», – указывается в выводах исследования.
Как упоминается в отчете, с редакционной точки зрения, на первом этапе войны – в феврале-марте – молдавская пресса достаточно поверхностно освещала события в Украине, опираясь на информацию и источники, обнародованные правительством. На втором этапе – в апреле-июне – ситуация улучшилась. Во многом это произошло благодаря тому, что доноры оказали экстренную поддержку, чтобы многие СМИ могли позволить себе направлять журналистов в Украину для освещения событий. Тем временем было проведено несколько учебных мероприятий на темы военных репортажей и кризисов, безопасности журналистов и проверки фактов, что позволило журналистам создавать качественный контент.
Однако рост количества фейковых новостей и дезинформации был и остается значительным риском, как отмечают опрошенные эксперты: «Даже если власти Кишинэу приняли какие-то меры в этом отношении – приняли законы по борьбе с дезинформацией, заблокировали некоторые онлайн-платформы, распространяющие фейковые новости и дезинформацию, – эти действия носят скорее реактивный, а не стратегический или упреждающий характер и часто не вполне соответствуют законам и положениям о доступе к информации и демократическим принципам. Как всегда, в борьбе с дезинформацией и пропагандой больше всего заинтересованы независимые СМИ и гражданское общество в области СМИ».
Среди предложенных исследователями рекомендаций – донорская поддержка СМИ, обмен опытом и обучение журналистов в области военных репортажей и кризисной журналистики, работа в рамках ограничений военного репортажа – понимание военной цензуры и характеристик информационной войны. Кроме того, в условиях бурного развития социальных сетей и того, что журналисты называют «Telegram-журналистикой», важно применять методы онлайн-проверки фактов для распознавания и противодействия дезинформации, пропаганде и фейковому контенту.