За 2022-2023 годы расследовано 201 уголовное дело, связанное с компьютерным мошенничеством. Если в 2022 году было возбуждено 125 дел, то в прошлом году их число сократилось до 76, при этом за последние два года в суд было направлено 47 дел, сообщили в Генеральной прокуратуре.
В ответе на официальный запрос портала Mediacritica в Генпрокуратуре отметили, что расследованию компьютерных преступлений часто препятствует ограничительное уголовное законодательство относительно специальных следственных мероприятий. «Согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса (действующего на 2023 год) при расследовании тяжких, особо тяжких и чрезвычайно тяжких преступлений назначаются специальные следственные мероприятия, за исключением случаев, установленных законом. Большинство преступлений указанной категории не относятся к категориям преступлений, подпадающих к данной уголовной норме. Таким образом, расследование компьютерных преступлений не могло быть проведено успешно, в ограниченные сроки и без возможности проведения специальных следственных мероприятий. Однако уголовно-процессуальное законодательство было изменено, и его положения вступили в силу в начале 2024 года, что будет способствовать достижению цели национального уголовного законодательства, в том числе в целях достижения положений Конвенции о компьютерных преступлениях», – говорится в документе.
По данным прокуратуры, национальное законодательство различает следующие категории киберпреступлений:
• Преступления против конфиденциальности, целостности и доступности данных и информационных систем:
– незаконный доступ к компьютеризированной информации;
– производство, импорт, коммерциализация или незаконное предоставление технических средств или программных продуктов;
– незаконный перехват передачи компьютерных данных;
– изменение целостности компьютерных данных, хранящихся в компьютерной системе;
– нарушение работы информационной системы;
– незаконное производство, импорт, продажа или предоставление паролей, кодов доступа или аналогичных данных;
– нарушение правил безопасности информационной системы;
– несанкционированный доступ к телекоммуникационным сетям и услугам;
– нарушение неприкосновенности личной жизни;
– нарушение права на тайну переписки;
– производство, реализация или приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, полученной незаконным путем.
• Непосредственно компьютерные преступления: подлог информационных данных и компьютерное мошенничество.
• Преступления в сфере телекоммуникаций:
– нарушение правил безопасности информационной системы;
– несанкционированный доступ к телекоммуникационным сетям и услугам.
Напомним, в марте 2023 года, впервые в истории Республики Молдова Парламент принял Закон о кибербезопасности. Документ предусматривает, среди прочего, создание компетентного органа в сфере кибербезопасности, которым стало Агентство кибербезопасности (АКБ) при Министерстве экономического развития и цифровизации (МЭРЦ). Учреждение является компетентным органом на национальном уровне в области кибербезопасности, ответственным за управление соответствующими кризисами в Республике Молдова.
«С оцифровкой государственных услуг также возрастает уровень уязвимости в отношении кибербезопасности. Именно поэтому мы создаем Агентство по кибербезопасности с национальными компетенциями. Учреждение будет отвечать за противодействие и борьбу с угрозами в цифровом пространстве. Этим шагом мы приближаемся к внедрению передового опыта на европейском уровне, а также к повышению уровня безопасности и киберустойчивости на национальном уровне», – заявил бывший государственный секретарь Министерства экономразвития и цифровизации Михай Лупашку, ныне директор АКБ.