Отчет: Большинство законов, направленных на борьбу с дезинформацией, рискуют принести больше вреда, чем пользы

Законодательство, направленное против фейковых новостей, которое правительства многих стран продвигают в последние годы для борьбы с дезинформацией и информационными манипуляциями, не обеспечивает достаточной защиты свободы прессы и могут причинить вместо этого дополнительный вред. Таков вывод исследования, проведенного Центром новостей, технологий и инноваций (CNTI), независимым центром политических исследований, который изучил законодательство 31 страны, включая Республику Молдова.

По мнению авторов исследования, законодательство, направленное на борьбу с фейковыми новостями и дезинформацией, в последние годы получило развитие, особенно после пандемии COVID-19. Исследование показывает, что, даже если новые законы технически ориентированы на снижение этих явлений, большинство нормативных актов, принятых или уже действовавших в период 2020-2023 годов, в конечном итоге снижают защиту независимой прессы.

Анализ показывает, что формулировки, используемые в 32 нормативных документах, далеко не обеспечивают защиту достоверных новостей и во многих случаях создают значительные возможности для государственного контроля над СМИ. Так, понятия «фейковые новости» или «фиктивные новости» четко определены менее чем в четверти (7/32) стран, принявших такое законодательство. Отсутствие четкого определения оставляет место для интерпретации со стороны надзорных органов. Кроме того, 14 из 32 правовых норм определяют государственный орган в качестве институции, которая должна определить, какие новости являются фейковыми, а какие – нет. Эксперты предупреждают, что прямое или косвенное делегирование этих полномочий властям несет в себе больший риск государственного контроля над СМИ и информацией.

При этом уголовные наказания за публикацию фейковых новостей существенно различаются: от штрафов до приостановки выхода издания и даже тюремного заключения. Из 27 законодательных актов, предусматривающих четко определенные наказания, три четверти (20) предусматривают тюремное заключение.

По словам исследователей, эти выводы вызывают у них беспокойство: «Расплывчатые определения или их отсутствие могут создать, намеренно или нет, возможности для правительств подвергать цензуре голоса оппозиции и ограничивать свободу прессы и свободу выражения мнений. Любое законодательство, даже если оно будет разработано властями, которые ценят независимую прессу, должно учитывать возможность смены режима или юридических толкований в будущем».

«Действительно, власти могут использовать и использовали этот тип законодательства, чтобы навесить на независимые СМИ ярлыки фейковых новостей и дезинформации. По данным Комитета по защите журналистов, из 363 журналистов, заключенных в тюрьму по всему миру в 2022 году, 39 находились за решеткой за нарушение политики касательно фейковых новостей или дезинформации. Даже в рамках благоприятного законодательства, такого как законодательство Германии, которое фокусируется на модерации незаконного контента на платформах, связанного с разжиганием ненависти и отрицанием Холокоста, могут возникнуть опасения по поводу потенциальной государственной цензуры», — говорится в докладе.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Рекордное количество национальных выборов в разных странах в 2024 году происходит на фоне опасений по поводу доступа общественности к достоверным, основанным на фактах новостям – как с точки зрения независимости СМИ, так и с точки зрения возможности использования СМИ для распространения дезинформации.

«Намеренно или нет, рассматриваемое законодательство создало потенциальные возможности для уменьшения голосов оппозиции и ограничения свободы прессы – вопросы, которые особенно важны в странах, где проводятся выборы. Наши результаты еще раз подчеркивают важность тщательного и взвешенного подхода к определению языка в законодательстве о СМИ», — говорится в исследовании.

СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

Говоря о Республике Молдова, исследователи уточняют, что дезинформация определяется в законодательстве как «намеренное распространение любыми средствами в публичном пространстве информации, ложный или вводящий в заблуждение характер которой может быть проверен и которая может нанести вред национальной безопасности» (согласно Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах, – прим.ред.). Контролирующим органом за соблюдением законодательства является Совет по телевидению и радио. В отличие от других стран, законодательство которых предусматривает тюремное заключение за несоблюдение закона вплоть до 20 лет (случай Зимбабве), в Республике Молдова предусмотрен лишь ряд штрафов. Также авторы исследования отмечают тот факт, что наша страна входит в число более чем 70 стран мира, где в этом году пройдут выборы.

Летом прошлого года Центр международной помощи в сфере СМИ также начал исследование на ту же тему, в ходе которого было проанализировано 105 законов по борьбе с дезинформацией и фейками, принятых в 78 странах. Авторы отметили тогда, что законодательство по борьбе с дезинформацией часто является расплывчатым и позволяет властям определять запрещенный контент по своему усмотрению. В результате журналисты рискуют получить крупные штрафы или даже тюремное заключение за любой контент, противоречащий подходу официальной власти. По их словам, многие законы о борьбе с дезинформацией послужили основанием для арестов граждан и журналистов, публикующих или распространяющих в сети ложную информацию.