Республика Молдова может вскоре принять новый закон о СМИ, следуя своему обязательству гармонизировать национальное законодательство с нормами Европейского союза. Документ, над проектом которого в настоящее время работает экспертная группа, призван устранить ряд пробелов в этой области, включая регулирование онлайн-СМИ и других создателей контента. Мнения о необходимости регулирования деятельности инфлюенсеров разделились.
Первые обсуждения положений предстоящего закона прошли в публичном формате на Форуме СМИ прошлой осенью. Тогда представители гражданского общества и властей говорили о проблемах регулирования онлайн-сферы. Эксперт рабочей группы по подготовке законопроекта Татьяна Пую утверждает, что основная цель проекта – скорректировать законодательство в соответствии с европейскими нормами.


«Мы не планировали регулировать деятельность инфлюенсеров. Поскольку предполагается ввести новые определения в соответствии с правилами ЕС, в частности с Европейским законом о свободе СМИ, нам пришлось провести различие между журналистами и другими создателями контента. Другими словами, запрет на подстрекательство к дискриминации, насилию, войне, ненависти и нетерпимости, а также правила о защите детей, комментариях и сообщениях коммерческого характера будут применяться ко всем формам общения, представляющим собой медиауслуги, включая услуги, предоставляемые инфлюенсерами», – поясняет Татьяна Пую.
По ее словам, деятельность инфлюенсеров должна отвечать принципам прозрачности, ответственности и защиты прав потребителей: «Вот почему мы решили ввести определение других создателей контента, таких как инфлюенсеры. В деятельности инфлюенсера может быть экономическая составляющая, а именно получение дохода за счет монетизации контента, коммерческого сотрудничества, рекламы или спонсорства. Инфлюенсеры обязаны соблюдать действующее законодательство в области рекламы, защиты прав потребителей, а также другие применимые нормы, включая требования прозрачности в продвижении коммерческих интересов в соответствии с Законом о внутренней торговле».
Председатель парламентской комиссии по СМИ Лилиана Николаеску-Онофрей объясняет, что на данный момент рабочая группа обсуждает только возможность введения понятия создателя цифрового контента, не затрагивая другие правила, применимые к инфлюенсерам.


«В настоящее время мы обсуждаем только возможность введения понятия создателя цифрового контента (инфлюенсера) в контексте разработки нового закона о СМИ. Его можно определить как автора конечного информационного продукта, созданного в информационных, образовательных или развлекательных целях и предназначенного для широкой аудитории, при этом он должен отвечать требованиям, установленным для поставщиков медиауслуг, и нести редакционную ответственность», – пояснила депутат для Mediacritica. Она также уточнила, что «нормативные контексты, существующие в других странах, пока не изучены».
«НЕ НУЖНО ПРЕВРАЩАТЬ ПРАВИЛА В ЦЕНЗУРУ»
Предприниматель Артур Гурэу обращает внимание на риск того, что любое регулирование станет средством цензуры. «Инфлюенсеры не должны подвергаться чрезмерному регулированию. Вместо этого должны разрабатываться механизмы эффективного сотрудничества с ними, способствующие справедливой и прозрачной деятельности. Многие инфлюенсеры действуют как коммерческие организации, имея собственные компании, которые уже подпадают под действие налогового и коммерческого законодательства Республики Молдова», – утверждает он.


Артур Гурэу также отмечает, что деятельность инфлюенсеров генерирует налоги и взносы, которые подпадают под действие существующей налоговой базы.
«Вместо того, чтобы зажимать их в тиски строгих правил, инфлюенсерам нужно помогать практиковать правильные методы ведения бизнеса, а также следовать этическим нормам в обсуждении вопросов, представляющих общественный интерес. Сообщество создателей контента способно к саморегулированию. Гораздо выгоднее создать для инфлюенсеров дружественную и прозрачную среду, которая облегчит их интеграцию в официальную экономику и усилит их положительное влияние на общество за счет конструктивного сотрудничества и партнерских отношений вместо ограничительных мер», – заключает предприниматель.
«СЛОВО ИНФЛЮЕНСЕРОВ ВЕСИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МНЕНИЕ ТЕЛЕКАНАЛОВ. ВАЖНО ПРИВЛЕКАТЬ ИХ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
А соучредитель проекта #zerodoi актер Кэтэлин Лунгу считает, что инфлюенсеры должны привлекаться к ответственности, учитывая их растущее влияние на общественное мнение, порой превышающее влияние регулируемого телевидения и медиаканалов. Он подчеркивает, насколько опасны погоня за сенсацией в ущерб истине и риск манипулирования подписчиками, будь то по незнанию или умышленно.


«Иногда слово инфлюенсера весит больше, чем мнение телевидения или каналов, работа которых регулируется. Поэтому важно привлекать инфлюенсеров к ответственности. Истина теряет свою актуальность. Сенсация – вот что привлекает просмотры. В этой погоне за лайками инфлюенсеры хотят казаться интересными, зачастую манипулируя подписчиками, будь то по незнанию или умышленно. Разумеется, инфлюенсеры претендуют на возможность свободно высказываться. Однако свобода выражения не означает право говорить любую глупость или ложь. Важно уметь распознавать манипулятивный, ложный и опасный контент», – уточняет Кэтэлин Лунгу для Mediacritica.
С правовой точки зрения Кэтэлин Лунгу считает, что инфлюенсеры должны публично привлекаться к ответственности за сообщаемую информацию.
«Один из способов обеспечить подотчетность – это публичное давление, публичное привлечение к ответственности, публичный анализ распространяемого инфлюенсером контента. С правовой точки зрения я считаю, что каждый человек, особенно инфлюенсер, должен нести ответственность за правдивость своих высказываний, потому что мир, в котором преобладает ложь, опасен, и инфлюенсеры обладают большим весом в этом уравнении», – заключает актер.
«ИНФЛЮЕНСЕРЫ ДОЛЖНЫ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Со своей стороны председатель Совета прессы Виорика Захария считает, что деятельность инфлюенсеров, имеющая большое влияние на массы, должна регулироваться во избежание злоупотреблений. «В некоторых странах эта деятельность давно регулируется, в том смысле, что инфлюенсеры должны нести ответственность за размещение рекламы или продвижение продуктов, приносящих вред. Первая и самая большая трудность в том, чтобы дать определение инфлюенсеру, поскольку под него попадают люди, которые делают разнообразный контент, от развлекательных роликов до политического анализа», – утверждает журналист.


Виорика Захария также уточняет, что возможный закон, касающийся инфлюенсеров, также должен содержать положения деонтологического характера. Это необходимо, чтобы обеспечить подотчетность создателей контента, влияющих на общественное мнение, особенно тех, кто затрагивает темы, представляющие общественный интерес.
«Что касается этики, мы обсудили эту тему на Форуме СМИ в контексте изменений в деонтологическом кодексе. Мы пытались включить и привлечь к ответственности людей, которые, хотя в настоящее время считаются инфлюенсерами, ранее были журналистами и занимаются деятельностью, которая пересекается с журналистикой – например, тех, кто проводит видеоанализ текущей ситуации в стране или за рубежом, тех, кто систематически проводит интервью и утверждает, что они действуют в общественных интересах. Хотя некоторые считают эту деятельность характерной для инфлюенсеров, с точки зрения профессионалов в области СМИ она ближе к журналистике. Таким образом, в деонтологический кодекс мы включили положения, поощряющие соблюдение четких этических норм. Если разрабатывать закон, касающийся деятельности инфлюенсеров, я считаю, что этот закон также должен содержать определенные положения в области профессиональной этики», – заключила журналистка.
ФРАНЦИЯ – ПЕРВАЯ СТРАНА В ЕС, КОТОРАЯ УРЕГУЛИРОВАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНФЛЮЕНСЕРОВ
В июне 2023 года Mediacritica писала, что Франция стала первой страной в Европейском союзе, принявшей закон о регулировании деятельности инфлюенсеров в онлайн-среде. Помимо всего прочего, закон предусматривает запрет на продвижение инфлюенсерами таких практик, как пластическая хирургия или лечебное голодание. Кроме того, документ запрещает или строго регулирует продвижение ряда медицинских устройств и запрещает продвижение никотиносодержащей продукции, но не спиртных напитков. Инфлюенсеры также больше не могут рекламировать подписки на спортивные прогнозы, а реклама азартных игр и денег ограничена платформами, которые технически позволяют запретить несовершеннолетним доступ к такому контенту.
Любое платное партнерство должно быть указано как таковое с пометкой «реклама» или «коммерческое сотрудничество», и эта пометка должна быть «четкой, читаемой и легко идентифицируемой на изображении или видео во всех форматах в течение всего периода продвижения». Нарушение этих положений может наказываться лишением свободы на два года и штрафом в размере 300 000 евро.