Вопрос
Я столкнулся с термином «отмывание нарративов» в аналитической статье, посвященной темам пропаганды и дезинформации. Что конкретно он означает и как осуществляется этот процесс?
Ответ
Отмывание нарративов (от английского narrative laundering) – это тонкая тактика информационной манипуляции, с помощью которой недостоверная, радикальная или конспирологическая идея внедряется в общественное пространство посредством малоизвестных или маргинальных источников, а затем постепенно подхватывается более заметными и, на первый взгляд, авторитетными источниками, пока не станет частью легитимного общественного дискурса. Если сформулировать кратко, ложь или искажение фактов начинают выглядеть достоверными благодаря повторению и распространению по все более «чистым» информационным цепочкам, как поясняется на платформе Mediamanipulation.org.
Этот процесс аналогичен отмыванию денег: «грязный», не заслуживающий доверия контент (экстремистский, недостоверный или попросту опасный) «отмывается», проходя через несколько уровней легитимации – от малоизвестных блогов до «нейтральных» инфлюенсеров, лидеров общественного мнения или даже журналистов, а они, сами не отдавая себе в том отчета, распространяют его ради поддержания «плюрализма мнений».
Это явление становится очевидным, когда, например, конспирологическая идея или ложный нарратив изначально публикуются в анонимных Telegram-каналах или маргинальных блогах. Через некоторое время их подхватывают популярные инфлюенсеры, позиционирующие себя как «противостоящих системе». Такие темы становятся предметом «обсуждений» на малоизвестных сайтах или на YouTube, где их представляют как «альтернативное мнение». Наконец, они начинают звучать в политических заявлениях, телепередачах или в научной среде как «точка зрения, заслуживающая внимания», как уточняется в публикации Institute for Strategic Dialogue.
Такое явление становится опасным, так как постепенно снижает бдительность общественности. Идея, высказанная экстремистом, не будет воспринята всерьез в тот же миг. Но, если она прозвучит из уст кого-то «заслуживающего доверия» или «аполитичного», она обретает право на законное существование. Таким образом, ложные нарративы о ЕС, НАТО, беженцах, вакцинах, гендерной идентичности или войне в Украине становится труднее опровергать – они уже не представляются радикальными, а воспринимаются как «всего лишь еще одна точка зрения».
Поэтому, если вы слышите спорную идею, высказанную, казалось бы, заслуживающим уважения человеком, задайте себе вопрос: откуда эта идея взялась, кто ее первым сформулировал, кому она служит? Развивайте критическое мышление вместе с Mediacritica.