RSF: как Кремль применяет дезинформацию в качестве геополитического оружия

Пропаганда стала одним из мощнейших геополитических орудий России, как отмечается в отчете организации «Репортеры без границ» (RSF). В документе подробно рассказывается о том, как режим Владимира Путина разработал гибридную медиаэкосистему – от государственных телеканалов и «информационных подрядчиков» до применения искусственного интеллекта – для навязывания единственной официальной точки зрения, стигматизации независимой прессы и «экспорта» манипулятивных нарративов в Европу, Африку и Латинскую Америку. «Репрессии в отношении журналистов, систематическая дезинформация и расширение этой сети на глобальном уровне являются частью стратегии, посредством которой Кремль стремится подменять достоверную информацию пропагандистским дискурсом, адаптированным к каждому обществу, для которого он предназначается», – подчеркивают авторы доклада.

Доклад подготовлен по итогам длившихся более года исследований, проведенных при поддержке комитета экспертов из Франции, Сербии, Сенегала, Словакии, Колумбии и Венгрии. Над иллюстрациями к изданию работали художники из сети Cartooning for Peace, основанной в 2006 г. Кофи Аннаном и французским карикатуристом Плантю для продвижения свободы слова с помощью графической сатиры.

В докладе подчеркивается, что государственная пропаганда – это не маргинальное явление, а центральный элемент внутренней и внешней политики Владимира Путина. Кремль поэтапно вернул себе контроль над медиапространством, либерализованным в 1990-х годах, навязывая сверху единый нарратив с его лояльным отношением к авторитарной и империалистической власти. Карательные меры, принимаемые против журналистов и независимых редакций, являются систематической стратегией: ярлыки «иностранных агентов» или «нежелательных организаций» клеймят прессу, отказывающуюся служить на благо государства. В настоящее время 48 журналистов находятся под стражей, 26 из них – украинцы. 12 представителей СМИ погибли на фронте в Украине, один скончался, будучи в заключении, а еще 48 пострадали при столкновениях с российскими военными.

Кремлевская пропаганда действует, применяя повторяющуюся риторику: украинцы в ней представлены как «нацисты»; захватническая война называется «спецоперацией»; независимая пресса обвиняется в том, что служит «упадническому Западу». Параллельно с этим Москва стремится разнообразить свои методы: открывает фальшивые «журналистские школы», без разрешения пользуется идентификационными данными авторитетных изданий или использует генеративный искусственный интеллект для проведения манипулятивных кампаний.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ПРОПАГАНДЫ

Помимо таких государственных СМИ, как «Россия 1», «Первый канал», и частных телеканалов, таких как «НТВ», пропаганду поддерживает широкий круг субъектов – от инфлюенсеров, освещающих касающиеся военных событий темы, и «информационных подрядчиков», сетей, связанных с бывшей компанией «Вагнер», все еще действующих через таких пропагандистов, как Александр Малькевич, до зарубежных организаций, подхватывающих и распространяющих точку зрения Кремля, адаптируя ее к восприятию целевой аудитории. Кроме того, широко используются телеканалы Russia Today (в настоящее время RT) и мультимедийное информационное агентство Sputnik, созданное Кремлем в 2014 г. «для поддержки и распространения нарратива о внешней политике России, разжигающего поляризацию в демократических обществах». В докладе поясняется, что эта гибридная пропагандистская экосистема отличается значительной гибкостью и адаптивностью.

КАК ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ ПРОПАГАНДЕ

Для противодействия пропаганде RSF рекомендует применять ряд решений. Речь идет о поддержке независимых СМИ в России, Беларуси и Украине, поддержке инициатив по проверке фактов, в частности, Journalism Trust Initiative (JTI), помогающий общественности выявлять достоверные источники, а также об укреплении свободной и профессиональной журналистики вместо применения исключительно репрессивного подхода.

«Нам следует восстановить контроль над пропагандой. Цель заключается в том, чтобы предоставить общественности ключи к пониманию, чтобы она не стала жертвой идей, служащих интересам авторитарной власти и распространяющихся с пугающей быстротой», – заявил генеральный директор RSF Тибо Бруттен.