Год наблюдения за молдавским телеэфиром: от пророссийской пропаганды до игнорирования важных событий, пиара партий и манипулирования зрителями

В последние годы многие молдавские телеканалы с большой аудиторией продолжали, с некоторыми перерывами, вещать на территории нашей страны новостные передачи и политические ток-шоу производства Российской Федерации. Эти информационно-аналитические программы, предназначенные для российской широкой публики, в конечном итоге ретранслировались на малые экраны молдавских телезрителей через такие телеканалы, как НТВ-Молдова (ретранслирует российское «НТВ»), РТР (ретранслирует «Россия – РТР») или «Первый в Молдове» (ретранслирует «Первый канал»). В контексте постоянных внешних угроз информационной безопасности Республики Молдова воздействие российского информационного продукта на молдавских граждан всегда было предметом общественных дискуссий.

Год назад Центр независимой журналистики решил проанализировать выпускаемые в России новостные передачи и ток-шоу, которые ретранслируются в Молдове. Целью анализа было выявить пропагандистские месседжи и оценить возможное воздействие такого контента на наших граждан. Отправной точкой для нас стал вопрос о том, какую реальность рисует себе молдавский зритель, когда смотрит такого рода программы. Понаблюдав за отечественным потребителем российского телеконтента на протяжении нескольких месяцев, мы убедились в массовом продвижении пророссийских пропагандистских посланий и агрессивной дезинформации о текущих событиях за рубежом.

Одной из ключевых тем, которой с ноября прошлого года уделяли своё эфирное время НТВ, РТР и «Первый канал», были опасения по поводу безопасности, вызванные ситуацией на российско-украинской границе в месяцы, предшествовавшие началу войны 24 февраля 2022 года. События сопровождались сообщениями о том, что «Украина концентрирует на Донбассе вооружение, присланное странами ЕС и США», что соседнее государство управляется внешними «кураторами» и несвободно в принятии решений, что Запад «на грани истерики: почему США развернули информационную войну вокруг Украины» или что «Киев в ближайшее время намерен применить химическое оружие против Донбасса». Помимо того, что информация подавалась однобоко и Россия изображалась как сторонний наблюдатель, на которого необоснованно возлагают ответственность за эскалацию на Донбассе, авторы репортажей также неоднократно прибегали к смешению фактов и мнений («Кулеба [Дмитро Кулеба, министр иностранных дел Украины, прим. авт.], с неоправданным пафосом заявил…»), избирательно подбирали факты и источники (игнорируя реакцию Украины), навешивали ярлыки и позволяли себе личную оценку («маниакальная настойчивость Запада», «коллективный Запад»), прибегали к обобщению ( «В Стокгольме все интересуются») и навязывали в новостях свои взгляды («Как с этими западными партнерами вообще можно о чём-то говорить?»).

Во всех программах, которые проанализировал ЦНЖ, авторы клеймили врагами и очерняли западные страны, а кремлевских лидеров выставляли настоящими национальными спасителями, постоянно заботящимися о поддержании стабильности в Европе. Более того, все эти тезисы продвигались вперемешку с сексистскими высказываниями, разжиганием ненависти, стереотипами, навешиванием ярлыков, искажением фактов и нарочитой драматизацией ситуации, подстрекательством и дискриминацией, то есть, элементами, которые грубо нарушают как этические нормы, так и нормы Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах Республики Молдова. Кульминация в развитии геополитической ситуации в регионе настала вечером 21 февраля, когда президент России Владимир Путин заявил об официальном признании в качестве независимых государств двух сепаратистских образований, контролирующих территории некоторых восточных регионов Украины, и спешно подписал закрепляющий это решение указ. А уже 24 февраля Россия бомбила украинские территории.

Те из молдавских телезрителей, которые смотрели подобные передачи, вольно или невольно, стали жертвами искаженной и однобокой реальности, допустив над собой манипуляцию и информационную интоксикацию. Более того, подобный контент с самого начала подготовил аудиторию к восприятию эволюции российско-украинских отношений и всей эскалации в определённом свете.

РЕДАКТОРСКИЕ ПОЛИТИКИ ПОСЛЕ ЗАПРЕТА РОССИЙСКИХ НОВОСТЕЙ

Вскоре после начала войны Комиссия по чрезвычайным ситуациям вернулась к «закону о борьбе с пропагандой», обязав радиостанции и телеканалы, а также поставщиков и распространителей аудиовизуальных услуг Республики Молдова приостановить на время чрезвычайного положения вещание и ретрансляцию программ, произведенных в государствах, не ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Это позволило прекратить ретрансляцию информационных передач и ток-шоу из Российской Федерации с вредоносным содержанием. В начале лета этот запрет был подтверждён и на законодательном уровне. В частности, согласно Кодексу об аудиовизуальных медиауслугах, в целях защиты национального аудиовизуального пространства и обеспечения информационной безопасности:

а) поставщики медиауслуг не будут транслировать, а распространители медиауслуг не будут ретранслировать теле- и радиопрограммы информационного, информационно-аналитического, военного и политического содержания, которые были произведены в других странах, кроме государств-членов ЕС, США, Канады и государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, за исключением фильмов и развлекательных программ, не имеющих милитаристского содержания; б) поставщики медиауслуг не будут транслировать, а распространители медиауслуг не будут ретранслировать аудиовизуальные программы, которые, независимо от их происхождения, оправдывают агрессивные войны, отрицают военные преступления и преступления против человечности или разжигают ненависть. После того как эти изменения вступили в силу, с малых экранов в Молдове действительно исчезли созданные в московских редакциях новостные выпуски, а также политические ток-шоу с кремлёвскими пропагандистскими посылами и агрессивной антизападной риторикой. В контексте нынешних региональных процессов «очищение» нашего информационного пространства от подобных элементов многими рассматривалось (и рассматривается до сих пор) как несомненно необходимая и неотложная мера. К тому же, в обществе, в котором медиаобразование граждан является долгосрочной задачей, такая мера привела к довольно быстрому эффекту в борьбе с дезинформацией и пророссийской пропагандой. Однако зрители остались с новостями и передачами местного производства, многие из которых, как показал мониторинг ЦНЖ, также выходят за рамки этических и деонтологических норм или трактуют события манипулятивным образом.

Что касается войны, то первым что бросалось в глаза на таких телеканалах как НТВ-Молдова, «Первый в Молдове» и Accent TV, было использование приёма умолчания (упущения) – из ежедневной новостной повестки были полностью исключены материалы о ходе военного конфликта, происходящего прямо на границе с Республикой Молдова. Подобная «страусинная» тактика на трех каналах сохранялась, по меньшей мере, первые две недели с начала боевых действий, если не дольше. В течение этого времени зрителям постоянно рассказывали о повышении цен, уголовных расследованиях, официальных визитах, внутренних государственных делах Молдовы и даже о большом потоке украинских беженцев. При этом аудиторию лишали любых подробностей о ходе войны и о действиях сторон конфликта; в новостях не было никакой информации о взрывах и погибших, не показывалось никаких видео с войны, которая уже приняла полномасштабны характер. Подобное игнорирование темы, представляющей наибольший общественный интерес, является опасным, поскольку зрителей заставляют формировать однобокое мнение. В результате они рискуют думать и действовать в соответствии с интересами, которые в действительности не являются их собственными.

Слушайте также Подкаст «cu MINTE»: «Об упущениях, или манипуляциях посредством замалчивания»

Через месяц некоторые телеканалы всё ещё избегали прямых сообщений о войне в Украине. Картина не сильно изменилась даже спустя полгода. Как выяснил ЦНЖ, НТВ-Молдова, к примеру, даже тогда предпочитало не освещать эти события: ни в один день с 15 по 19 августа на канале не вышло ни одного сообщения о войне, хотя в новостных выпусках попадались зарубежные новости, а на международном уровне в те дни активизировались дискуссии относительно ситуации на Запорожской АЭС. Другие обозреваемые телеканалы объективно освещали эту войну (Prime TV, Jurnal TV или PRO TV Chisinau), а общественный телеканал Moldova 1, хотя и предлагал актуальную информацию о ситуации в Украине, допустил дисбаланс в подаче источников – зачастую позиция РФ в новостных материалах отсутствовала, даже если официальные представители Кремля делали какие-то заявления на международном уровне.

Умолчание фактов, фрагментарность информации и полное исключение из новостей некоторых лиц и учреждений – всё это ЦНЖ обнаружил также и в материалах телекомпании «МИР», в числе учредителей которой находится и Республики Молдова. Канал «МИР 24», один из двух телеканалов, принадлежащих телекомпании, стал объектом нашего внимания также в последние дни февраля, когда российские войска только начинали бомбить территорию Украины. В нескольких новостных сюжетах и в итоговой аналитической передаче канал иллюстрировал реалии последних дней исключительно с точки зрения России и Белоруссии, без малейшего отражения позиции Украины. Помимо того, что в новостях не приводилось подробностей о событиях в соседнем государстве, в эфире также было полное молчание о протестах, которые проходили в то время в Беларуси. Телеканал, финансируемый, в том числе, из государственного бюджета, упорно пиарил действия российских и белорусских властей, рассказывал, как продвигается русская культура и язык, как плох Запад, который тормозит развитие стран СНГ и при этом напрочь опускал действительно актуальные события, тем самым обманывая общественность и прививая толерантное отношение к «мирным лидерам» России и Беларуси.

ПОЛИТИЧЕСКИ АФФИЛИРОВАННЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ И ИХ «ОБЪЕКТИВНОСТЬ»

Телеканалы, аффилированные политическим партиям или лидерам политформирований, информируя зрителей о каких-либо публичных мероприятиях, продолжали предвзято относиться к своим покровителям, представляя их в положительном свете. Примером такого отношения является принятый в апреле молдавским парламентом запрет символов, используемых в контексте военной агрессии, военных преступлений и преступлений против человечности. В частности, в числе запрещённых символов оказалась «Георгиевская ленточка». «Первый в Молдове» и НТВ-Молдова широко транслировали критическую реакцию на это решение властей представителей Партии социалистов. При этом в репортажах отсутствовали альтернативные мнения, не было обеспечено право на ответную реплику со стороны Партии «Действие и солидарность», а в материалах допускались обобщения и смешивание фактов с мнениями.

С другой стороны, такие телеканалы как TV6, при освещении антиправительственных протестов явно поддерживали партию «Шор», которая с начала осени проводила в столице свои митинги. Несмотря на соблюдение баланса источников и мнений, показывая, как требования организаторов и участников акций к властям, так и реакцию правительства на протестные события, детали и нюансы преподносимой информации всё же выдали предпочтения телеканала. TV6 решил выдвинуть на первый план действия полиции, которые препятствовали проведению протеста из-за чего некоторые граждане не смогли попасть на митинг. При этом телеканал предпочёл умолчать об уголовных делах, в которых фигурируют лидеры партии «Шор». На противоположном полюсе в освещении темы протестов оказались телеканалы Moldova 1, TV8, Pro TV Chisinau и TVR Moldova, которые акцентировали внимание на деталях, выставлявших митинги и их организаторов в негативном свете: протестующих показывали невежественными или сбитыми с толку, сообщалось, что их организованно привозили, платили за участие и кормили.

То, как в новостных передачах были представлены события 9 мая 2022 года, оставило противоречивые впечатления, которые, отражают существующие в обществе разногласия по поводу исторического события – Победы во Второй мировой войне. Особенно был отмечен дисбаланс в воксах новостей, вышедших на НТВ-Молдова и «Первом в Молдове», а также отсутствие права на ответ в случае обвинений, показанных на Jurnal TV. Не в последнюю очередь можно отметить более чем скромное освещение в СМИ темы возможной реорганизации системы высшего образования в Республике Молдова – инициативы, которая широко

обсуждалась в обществе в конце июня и начале июля. Новости из одного источника, смешение фактов и мнений или отсутствие права на ответ также были допущены на НТВ-Молдова, Jurnal TV и Pro TV, а также на общественном канале Moldova 1. Данные СМИ предпочли осветить тему поверхностно или, что еще хуже, политизировать её. Тем самым они лишили свою аудиторию возможности узнать о существующих пробелах в системе образования в Республике Молдова, что является важнейшей проблемой, учитывая ту роль, которую играет образование в развитии общества.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ

Согласно последним социологическим опросам, в Республике Молдова телевидение всё ещё остается самым популярным источником информации. Это означает, что каждый день значительная часть граждан включает наши телеканалы, где рассчитывает узнать об актуальных событиях, которые прямо или косвенно их затрагивают. Эти граждане, давайте скажем открыто, часто не самым критическим взглядом смотрят на то, что им преподносят журналисты. Именно поэтому решающее значение приобретает качество и сложность информации.

Возвращаясь к вопросу, с которого мы начали, – какую реальность создаёт для себя молдавский зритель, если он смотрит те или иные телеканалы? – год спустя мы можем сказать, что в этом смысле существует несколько параллельных реальностей. И хотя мы знаем, что смотреть лишь один телеканал «вредно для здоровья», в Молдове такая практика предполагает ещё большие риски. У нас может быть опасно смотреть даже два или три канала, если их редакторская политика формируется как под копирку, и они продают вам один и тот же взгляд на факты, если они допускают юридические и этические нарушения, прославляют одних и очерняют других, не могут без манипуляций и дезинформации и вовсе не замечают серьёзные события, делая вид, будто ничего не происходит. Со временем зрители, склонные потреблять такого рода информацию, в конечном итоге принимают решения, которые могут выйти боком, как для них самих, так и для общества, к которому они принадлежат. Это может выражаться в голосовании на выборах, соблюдении определенных норм во время пандемии или, что гораздо опаснее, в поддержке войны. И, как мы уже убедились, речь идёт не только о контенте, который «готовят» для нас в Москве или Брюсселе, но и нас самих, когда мы каждый день у себя дома становимся свидетелями, как нас пытаются «накормить» немалым количеством дезинформации и манипуляций.

Виктория Додон, журналистка

Материал подготовлен в рамках проекта «Борьба с пропагандой и манипулированием с помощью инструментов медиаобразования», реализуемого Центром независимой журналистики в период с ноября 2021 по ноябрь 2022 года, при поддержке организации Black Sea Trust, проекта Немецкого фонда Маршалла Соединенных Штатов. Взгляды, выраженные в данном материале, не обязательно отражают взгляды Black Sea Trust или его партнеров.