В последние две недели кампании по выборам в Парламент Республики Молдова предвыборные споры в Facebook также ощущались как идентично-геополитическое противостояние. Доминировали темы упадка Запада, продажи страны и неминуемой войны, а в день выборов к ним добавились нарративы о нарушениях и ограничении доступа граждан к урнам для голосования, что ставило под сомнение легитимность самих выборов.
- Предвыборная риторика, выходящая за рамки предвыборных программ кандидатов, в значительной степени была направлена на создание атмосферы страха.
- В выходные дни, когда состоялось голосование, некоторые точечные инциденты были представлены так, как будто задействована настоящая мошенническая машина. Это было сделано для того, чтобы подготовить общественность к идее оспаривания результатов, призывая к протестам ещё до объявления окончательных результатов.
- Тысячи комментариев на страницах и в группах с большим количеством участников служили множителем токсичных сообщений.
ПРЕДМЕТ МОНИТОРИНГА Мы проанализировали контент, размещенный на 117 общедоступных страницах Facebook, которые принадлежат различным партиям и партийным лидерам, источникам средств массовой информации и инфлюенсерам, а также тематическим общественным группам с аудиторией от 1 000 до более чем 88 000 участников. Самые популярные публичные страницы: Democrația Acasă (более 531 000 подписчиков), Ренато Усатый (более 338 000 подписчиков), Point.md (219 000 подписчиков), Игорь Додон (более чем 192 000 подписчиков), «Типичная Молдова» (190 000 подписчиков), TV6 (178 000 подписчиков), Unimedia (137 000 подписчиков), Morari.live (132 000 подписчиков), Primul în Moldova (125 000 подписчиков). Самые популярные общественные группы: Moldova, trezeşte-te! (около 89 800 участников), «Свежие новости из Республики Молдова» / Stiri din Republica Moldova (88 500 участников), ADOPTĂ UN VOT! (почти 80 000 участников), Știri din Moldova (37 000 участников). |
Во второй половине избирательной кампании политические партии и политики, участвующие в гонке, продолжали продвигать свои предвыборные программы, в том числе на публичных страницах в Facebook, настаивая на альтернативных политических вариантах, других чем предлагает действующая власть. Некоторые говорили об изменениях и решениях, которые можно было бы реализовать самостоятельно, внутри страны, «не будучи „втянутыми” в Европу» и не привязывая будущее Молдовы «исключительно к внешним обещаниям». Другие использовали более резкую риторику, ссылаясь на «жёлтую диктатуру», «режим, который хочет втянуть нас в войну», обслуживание интересов НАТО или превращение страны в колонию Сороса.
Значительная часть этих нарративов была заимствована напрямую или послужила поводом для их распространения и усиления другими участниками Facebook: от аффилированных СМИ или медиаисточников с пророссийской редакционной политикой до анонимных страниц, выдающих себя за агрегаторы «новостей», и пользователей, которые перерабатывали сообщения, распространяя их в различных группах. Из более чем 3 300 выявленных тематических постов около 600 содержат признаки дезинформации по предвыборной и смежной тематике.
ОСНОВНЫЕ ИДЕНТИФИЦИРОВАННЫЕ НАРРАТИВЫ
- Запад фактически в упадке.
В середине сентября несколько страниц СМИ и местных новостных групп распространили длинные, мрачные посты о распаде стран Балтии или «конце Европы». «Если нынешние тенденции сохранятся, Латвия как жизнеспособное государство прекратит своё существование через 30-40 лет. Вывод сделан исходя из анализа ИИ, основанного на сокращении численности населения, экономическом упадке и политическом параличе», ‒ говорится в одном из постов. В продолжение этой идеи, «единственным решением была бы шоковая терапия: правительство национального единства, выход из ЕС и НАТО, объявление чрезвычайного положения в связи с демографической ситуацией и восстановление отношений с Россией и Беларусью», ‒ говорится в другом посте, который впоследствии был удалён с платформы.
Эта информация, распространявшаяся на русском, латышском и английском языках, экстраполировалась на утверждение: «Запад рухнет через пять-десять лет», ‒ насаждая идею о том, что «европеизация» Республики Молдова обречена на провал. Такие заявления, как «экономика ЕС в коллапсе», «западная диаспора разбежится», «страны Балтии ‒ доказательство того, что интеграция ‒ это фиаско», «Молдова пострадает, если последует за ЕС», подготавливая почву для делегитимации проевропейской ориентации электората в день голосования.
- Правительство продает страну.
Изображая крах Запада и европейской интеграции как экзистенциальную угрозу, другая группа постов насаждала идею о том, что правящая партия «продает» ресурсы и суверенитет ЕС и НАТО: «Мы теряем наш язык и традиции», «НАТО забирает наших детей», «Брюссель диктует», «Победят ли европейцы в Молдове? (…) Каждому из нас есть что терять в случае их победы». Видео с Викторией Фуртунэ, распространенное в группах, даже призывало к «пожизненному заключению Майи Санду и ее сообщников».


Более того, многочисленные посты, апеллирующие к эмоциям и распространённые в различных группах, в этот период «провели учет» неудач четырёх лет правления ПДС, что вполне закономерно, но лишь до тех пор, пока их не стали объяснять конспирологическими аллегориями с участием теневых агентов и «марионеток и новаторов Сороса». Утверждалось, что правительство Молдовы – это партия, поддерживаемая Соросом, часть разваливающейся глобалистской системы, а не подлинно европейское образование. Примеры постов в этом ключе на румынском и русском языках публиковались и распространялись в течение нескольких дней десятки раз во многих группах с десятками тысяч участников.


- Диктатура и преследование оппозиции
Помимо предполагаемой продажи страны, правительство, по мнению ряда источников, распространяющих дезинформацию, виновно ещё в двух серьёзных деяниях: установлении диктатуры и преследовании оппозиции. В первом случае лозунг «Голос народа сильнее диктатуры», исходящий из социалистического лагеря, неоднократно использовался в призывах к голосованию, на маршах и в прямых эфирах, а различные источники ‒ от политиков и экспертов до граждан ‒ цитировались в журналистских материалах и публикациях, ссылаясь на авторитарный режим («подконтрольная пресса», «запреты протестов», «захваченные учреждения»). «Своей истеричной пропагандой, обысками, сфабрикованными делами они превратили страну в политическую тюрьму. Это уже не власть, это ДИКТАТУРА!» В этом контексте день выборов позиционировался как «момент освобождения».


Нарратив о преследовании оппозиции особенно доминировал в связи с решениями Центральной избирательной комиссии о снятии с выборов партий «Сердце Молдовы» и «Великая Молдова», а также действиями сотрудников правоохранительных органов, проводивших обыски и задержания. Соответственно, на страницах и в группах в различных форматах продвигалась идея о том, что государственные учреждения якобы проводят грязные кампании и фабрикуют дела и занимаются «линчеванием» в отношении определённых антиправительственных сил. «За два дня до выборов диктаторский и лицемерный режим Майи Санду снял с выборов два оппозиционных формирования. (…) Из страха они готовы на всё, вплоть до неприкрытых уловок – снятия конкурентов с выборов», – говорится в одном из постов, или: «Режим находится в агонии и сходит с ума. Сегодня ПДС наносит удар по оппозиции – 28 сентября мы, граждане этой страны, нанесём последний удар этой диктатуре!».


Тема преследования со стороны правящей партии была перенесена и на религиозный фронт. Примером служит обращение архиепископа Маркела к вице-президенту США, в котором он представил Церковь как прямую мишень для правительства и предупредил, что в случае победы ПДС «давление может перерасти в полный запрет на деятельность». В своём послании он связал религиозную идентичность с политическими ставками: причиной давления стали семья, вера и христианское образование, а всеобщие традиционные ценности оказались под угрозой.


- Выборы будут сфальсифицированы.
Накануне дня голосования несколько источников в заголовках в алармистском стиле писали о недостаточном количестве бюллетеней для граждан Приднестровского региона («Жители Приднестровья фактически были объявлены гражданами второго сорта», ‒ сообщает «Новости Приднестровья»), о «заранее подготовленных» избирательных участках или «шпионских устройствах», обнаруженных в офисах («Устройство для слежки в офисе „Великой Молдовы”. Фуртунэ обвиняет ПДС», ‒ сообщает TV6).


- Молдову втягивают в войну
В этот же период в Facebook Майю Санду и правящую партию активно обвиняли в подготовке Молдовы к войне с Приднестровьем и Россией под влиянием Запада, и если этого не произойдёт в первые дни после выборов – как это говорили еще в предвыборный период – то это непременно произойдёт в 2026 году. «Если ПДС останется у власти, соросовцы вынудят Санду вместе с Зеленским атаковать Приднестровье и открыть там второй фронт в поддержку Украины и против России. Они пытались заставить грузин открыть второй фронт против россиян – им это не удалось. На очереди Молдова, и Майя Санду уже готова к этим планам», – заявил Игорь Додон в диалоге с Георге Гонцей, и эти его слова процитировали несколько новостных сайтов.


В группах Facebook также распространялись фотографии, якобы служившие доказательством того, что Румыния готовится к военному вмешательству в Приднестровье в случае эскалации ситуации во время выборов. Источником этого ложного заявления были несколько анонимных Telegram-каналов, ссылавшихся на статью польского издания Myśl Polska, о которой ранее предупреждала Mediacritica.
Ещё одной возможностью насаждения мысли о том, что конфликт стучится в двери Молдовы, стал пресс-релиз российского внешнеполитического ведомства, в котором говорилось о «готовности Европы оккупировать Молдову», «концентрации сил НАТО в Румынии», «высадке десанта» в Одесской области «для запугивания Приднестровья» и даже о «прибытии первой группы французских и британских солдат в Одессу». В сообщении говорится о «возможном вмешательстве», в том числе в контексте предполагаемых выборов 30 ноября в Приднестровье, с целью превратить слухи в «календарь» эскалации и спроецировать на Брюссель намерение «сохранить Молдову любой ценой».


КОММЕНТАРИИ КАК УСИЛИВАЮЩИЙ ФАКТОР
Чуть более 3 300 публикаций, выявленных в период мониторинга с 15 по 28 сентября, собрали почти 23 500 комментариев, и в четверти из них были признаки дезинформации и распространения токсичных сообщений, что означает примерно четыре комментария с манипулятивными нарративами на каждый отмеченный пост. Таким образом, комментарии не только отражают, но и усиливают определенные точки зрения, изложенные в публикациях, и делают это посредством повторения лозунгов, расширения геополитических нарративов и нормализации лексики, такой как «диктатура» или «фальсификация».
Одной из наблюдаемых тенденций является сильная поляризация, в значительной степени обрамленная ложной дилеммой «Мы против Них» или «за или против». Комментарии часто состоят из коротких, повторяющихся сообщений, призывов к действию, таких как «массово голосуем…», «долой…», и гораздо реже похожи на аргументированную дискуссию. Примеры: «Долой предателей! Массово голосуем, чтобы они больше не обворовывали нас!»; «Никогда и никому не позволяйте издеваться над Молдовой и православным молдавским народом»; «Защитим нашу страну, народ и православную веру!».
С другой стороны, значительная часть комментариев имеет геополитический контекст: ЕС, НАТО, война, Россия/Кремль. Они напрямую связывают выборы с темами безопасности и идентичности, часто с навешиванием ярлыков («нацисты», «пропаганда», «предатели») и обвинениями в «подчинении» Западу. Примеры: «Это всего лишь их пропаганда! Откройте глаза, не позволяйте собой манипулировать!»; «Они манипулируют нами с помощью ЕС и НАТО, чтобы продать нашу страну».
Кроме того, в комментариях часто повторяются такие ярлыки, как «диктат/диктатура», «ложь», «воровство», «манипуляция», «коррупция». Государственные органы и институты представляются как «захваченные» и «злоупотребляющие властью», а избирательный процесс как «маскарад». Эти сообщения подтверждают недоверие, уже заложенное в постах. Примеры: «Долой жёлтую диктатуру! Они нам достаточно лгали и воровали!»; «Цензура повсюду, их телевизоры врут с утра до ночи»; «Открытая фальсификация! Наши голоса идут к ним, всё это маскарад».
АТМОСФЕРА В FACEBOOK В ДЕНЬ ТИШИНЫ И В ВОСКРЕСЕНЬЕ, КОГДА ПРОХОДИЛО ГОЛОСОВАНИЕ
Анализ страниц и групп в предвыборные выходные показывает, что в Facebook суббота также была днем тишины и для участников предвыборной гонки. За некоторыми исключениями, основные партии и лидеры формирований воздержались от масштабной предвыборной агитации. Однако некоторые сообщения передавались политически ангажированными СМИ, цитируя различных политиков в новостях и других материалах, которые распространялись среди общей информации о воскресном голосовании, последних приготовлениях властей и т. д. Наиболее активным источником была страница Facebook бывшего телеканала TV6.
Впрочем, дезинформация усилилась в день голосования. Половина от общего числа тематических постов, выявленных в проанализированных источниках за два дня, содержала дезинформационные нарративы, распространявшиеся преимущественно в воскресенье и сосредоточенные на двух основных аспектах: фальсификации результатов голосования и ограничении голосования в Приднестровье.
В день выборов красной нитью проходила тема блокирования голосования для жителей Приднестровья через «нарушенные права» и «заблокированный доступ», сочетая обвинения в логистических ограничениях с примерами конкретных трудностей, призванных навести на мысль о скоординированной стратегии. С утра в известных публикациях уже упоминались «системные препятствия» и «ограничение прав граждан», ссылаясь на такие меры, как «сокращение количества избирательных участков с 30 до 12» и «ограничение количества бюллетеней до 23 000». «Так работает административный ресурс властей соседней Молдовы», – говорится в некоторых выводах. Затем повествование перешло к локальным инцидентам с прямыми обвинениями в адрес определённых субъектов: «Полиция Флорешт мешает голосовать избирателям из Приднестровья. Демократия!», а промежуточные цифры явки использовались в качестве «доказательства» нежелания участвовать в голосовании: «По данным ЦИК, к 15:00 проголосовало всего 8 260 жителей Приднестровского региона».




Угрозы минирования, когда «десятки людей на несколько часов застряли на мосту через Днестр между Рыбницей в Приднестровье и Резиной в Молдове», изменение адресов избирательных участков и тщательная проверка граждан были использованы в своих целях. Этот дискурс подкреплялся заявлением так называемого Министерства иностранных дел самопровозглашенного региона, распространенным несколькими источниками и группами, о «попытках ограничить права жителей»: «До настоящего времени мы наблюдаем вопиющие факты расширения ограничительных мер, многие из которых уже применялись против приднестровцев в прошлогодних избирательных процессах в соседней Молдове».
В целом, эти сообщения трансформировали ряд логистических трудностей и спорных эпизодов в единую идею «удерживаемого на расстоянии» голосования ‒ приднестровцам систематически отказывают в равном участии в выборах.


Параллельно с этим звучали многочисленные обвинения в фальсификации результатов голосования. В основе этой риторики положена идея о том, что процесс голосования изначально порочен: наблюдателей не пускают на участки, «спрятанные» бюллетени, «подкуп избирателей» и произвольно применяемые процедуры. В сообщении отдельные эпизоды интерпретируются как свидетельства организованного механизма, наводя на мысль о том, что результат «подготовлен» заранее. В той же тональности опубликованы такие утверждения, как: «Скандал на выборах: наблюдателей не пускают на избирательные участки. (…) Председатели избирательных участков за рубежом блокируют возможность наблюдения…», или замечания, направленные на политические обвинения: «…после выборов политологам, вероятно, предстоит грязная и тяжёлая работа». В противовес этому, некоторые политически ангажированные источники пытались манипулировать «огромными очередями» на двух избирательных участках в Москве при отсутствии бюллетеней, на которые жаловались граждане.








Сообщение основателя Telegram Павла Дурова, в котором он утверждает, что французские спецслужбы попросили его подвергнуть цензуре определенные каналы в Республике Молдова, было быстро использовано в качестве инструмента для разжигания слухов о внешнем вмешательстве и цензуре, особенно посредством комментариев.


В тот же вечер легитимность избирательного процесса была поставлена под сомнение ещё до завершения подсчёта голосов. Первоисточником этой линии оспаривания был Игорь Додон, один из лидеров Патриотического избирательного блока: «Завтра, в 12:00 (…) мы организуем акцию протеста перед зданием ЦИК», ‒ цитируют его несколько источников. Позже это заявление было подкреплено декларацией о том, что «результаты сфальсифицированы. (…) Мы организуем мирную акцию протеста и отстоим победу».
Мониторинг проводился в рамках проекта «Устойчивая пресса, информированные избиратели: защита выборов в Молдове от дезинформации» при финансовой поддержке Посольства Нидерландов в Молдове. Высказанные мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают позицию донора.