Почти ежедневно мы видим по телевизору или в интернете дискриминационные термины или комментарии, разжигающие ненависть. Часто мишенями становятся люди из уязвимых групп, то есть именно те, кто нуждается в поддержке со стороны властей и общества в целом.
Исследование, проведенное несколько лет назад Центром партнерства в целях развития (https://progen.md/wp-content/uploads/2020/12/8990_distanta_sociala_studiu.pdf), показало, что каждый второй гражданин нашей страны не согласился бы дружить с представителем народности рома, а каждый третий не согласился бы, чтобы в его населенном пункте жил человек африканского происхождения. Согласно тому же исследованию, люди в нашей стране имеют чрезвычайно низкий уровень принятия семи групп меньшинств: ЛГБТ, людей, живущих с ВИЧ, бывших заключенных, мусульман, людей африканского происхождения, людей народности рома и людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Даже если терпимости следует учить в семье и в школе, СМИ, возможно, играют одну из самых важных ролей в этом уравнении принятия. Что могут сделать журналисты, чтобы изменить баланс непринятия в пользу более инклюзивного общества?
Во-первых, они должны полностью избегать дискриминационного языка и терминологии, которые могут разжигать ненависть. Это потому, что слово или фраза, неправильно используемые в новостях или репортажах, могут быть подхвачены тысячами людей, которые, в свою очередь, превращают их в клише или стереотипы. Каждый журналист и редактор обязан знать правильную терминологию, касающуюся людей с ограниченными возможностями, людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, этнических, религиозных или сексуальных меньшинств. Вопреки профессиональной этике, некоторые журналисты по-прежнему используют неправильные и дискриминационные термины, такие как «инвалид», «больной», «калека», «слепой», «глухой», «немой», для людей с разными ограниченными возможностями, или дискриминационный термин «цыган» вместо правильного «ром».
Помимо терминологии, каждый редактор и журналист, который хочет правильно писать об уязвимых группах, также должен учитывать несколько простых правил:
- Защищать личность социально уязвимых людей, находящихся в ситуациях с негативным подтекстом;
- Не дискриминировать персонажей материала по этнической принадлежности, социальному положению, ограниченным возможностям и т.д.;
- Не указывать этническую принадлежность человека в ситуации с негативным подтекстом, если он не принадлежит к этническому большинству;
- Не использовать порочащие термины;
- Следить за темами, касающимися разных меньшинств / уязвимых групп;
- Модерировать комментарии на официальных страницах редакций, в том числе в социальных сетях.
То, как следует обращаться с группами меньшинств в прессе, подробно описано в двух статьях Деонтологического кодекса журналиста. Так, в статье 3.18 Кодекса отмечается, что «журналист справедливо относится ко всем людям, с которыми он контактирует при выполнении своей работы, и не допускает дискриминации по признаку пола, возраста, этнической принадлежности, ограниченных возможностей, религии, социального положения, сексуальной ориентации и т.д.». В другой статье Кодекса, 3.19, говорится, что «журналист упоминает этническую принадлежность, политические взгляды, религиозные убеждения, сексуальную ориентацию и другую конфиденциальную информацию о человеке только тогда, когда это имеет значение с редакционной точки зрения».
В некоторых случаях упоминание этнической принадлежности или принадлежности к религиозной группе не имеет отношения к теме статьи, однако некоторые коллеги из прессы выделяют эти детали, не учитывая, что это способствует сохранению некоторых клише. «Наркотиками торговала женщина народности рома из города Сорока», «Все женщины – проститутки», «Ром проведет долгие годы за решеткой за торговлю людьми» – это настоящие заголовки из нашей прессы. Почему они опасны и почему они наносят самый серьезный вред социальной интеграции некоторых групп? Потому что обобщают и наводят на мысль, что, например, некоторые преступления совершают только определенные этнические группы.
Журналисты также должны аккуратно подходить к темам, касающимся людей с ограниченными возможностями. Например, о женщине, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, некоторые коллеги из прессы могут сказать, что она «ежедневно переживает кошмарные моменты». Также из СМИ мы узнаем, что люди с ограниченными возможностями бессильны и нуждаются в постоянной помощи и заботе. Однако это восприятие неверно. Людям с ограниченными возможностями не нужна благотворительность. Они равны другим членам общества и обращаться с ними следует соответствующе.
Во всех случаях журналисты должны уважать достоинство человека, о котором они сообщают. Соответственно, говоря о людях, живущих в бедности, например, не следует раскрывать их личность публично. Исключение составляют случаи, когда человек разрешает журналистам раскрыть его личность. В любом контексте, особенно сообщая о людях в ситуации максимальной уязвимости, репортеры должны убедиться, что те знают о рисках, которым подвергаются, когда соглашаются раскрыть свою личность.
Обеспечение равных прав для всех людей является одной из заявленных целей властей Республики Молдова, особенно в контексте того, что наша страна получила статус страны-кандидата на вступление в ЕС. От этой заявленной цели до создания общества, в котором никто не исключен и не подвергается дискриминации, – долгий путь, и средства массовой информации играют одну из самых важных ролей в этом процессе. Коллеги из СМИ могут сыграть решающую роль, решив писать ответственно и с учетом деонтологических норм или продолжая осознанно или неосознанно способствовать дискриминации.
Наталья Порубин, член Совета прессы