Нарративы о LGBTQI+ сообществе, продвигаемые в соцсетях и на некоторых сайтах: гомофобия, разжигание ненависти и дезинформация

В середине июня молдавское LGBTQI+ сообщество провело фестиваль Moldova Pride 2024, который продолжался целую неделю и завершился 16 июня в Кишиневе Парадом Гордости. По словам организаторов, манифестация, целью которой было выразить солидарность с правами сексуальных меньшинств, стала крупнейшей в истории страны. Мероприятию предшествовало несколько контрманифестаций. Так, накануне в столице прошел Марш Семьи, организованный Партией социалистов, в котором приняли участие несколько десятков человек во главе с экс-президентом Игорем Додоном. Кроме того, параллельно с Парадом Гордости, несколько священников и группа православных активистов с иконами и церковными флагами провели протест возле памятника Штефану чел Маре, а некоторые молодые люди пытались сорвать флаг Pride и флаг ООН у здания миссии.  После окончания марша группа активистов блока «Победа», одетых в костюмы биозащиты, провела «символическую дезинфекцию» (как заявили авторы акции) улицы, по которой проходила колонна.

Ранее, 13 июня, парламентское большинство отказалось включить в повестку заседания Парламента законопроект Блока «Победа» о запрете «LGBT-пропаганды среди несовершеннолетних». Тем временем в сети был распространён видеоролик с логотипом Министерства образования, в котором говорится, что со следующего года в школах будут проводиться «уроки инклюзивности». Видео, на котором, среди прочего, были изображены флаги LGBTQI+ сообщества  и целующиеся мужчины, было признано фейком.

Все эти события послужили поводом, после которого интернет «наводнили»  гомофобные сообщения, полные предрассудков, дискриминации и разжигания ненависти в отношении членов этого сообщества. Кроме того, лидеры анти-LGBTQI+ риторики настаивают на связи между продвижением прав этого сообщества (которое они квалифицируют как пропаганду) и событиями, имеющими политический подтекст, и распространяют нарративы с дезинформацией и манипулятивными меседжами относительно Запада и Европейского Союза, а также дискредитирующие молдавские власти. Мы смогли в этом убедиться, просмотрев почти 200 постов на эту тему, опубликованных за две недели, в основном в Telegram и Facebook, а также на некоторых сайтах.

Moldova.org

Telegram каналы и группы Facebook, где распространялись подобные нарративы, имеют десятки тысяч подписчиков, а проанализированные нами публикации набрали более 300 000 просмотров. Некоторые из этих каналов принадлежат таким источникам как Gagauzinfo.md, Gagauznews.md,  Primul în Moldova (Первый в Молдове), Cenzura.md, Sputnik Moldova, Kp.md, TV6  или источникам из приднестровского региона. Значительная часть опубликованных постов цитирует высказывания некоторых политиков, депутатов, лидеров оппозиционных партий; другие написаны непосредственно  владельцами каналов или администраторами групп; многие из них представляют собой одно сообщение, распространенное по нескольким каналам одновременно.

НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЁННЫХ НАРРАТИВОВ

●Разрушение традиционной семьи

Лейтмотивом противников поддержки и продвижения прав не-гетеросексуальных людей в Молдове уже много лет является тезис о том, что таким образом разрушается концепция «традиционной семьи» с частой отсылкой к христианским ценностям («в стране, основанной на многовековой христианской морали…»). В этот раз также в многочисленных случаях «напоминалось», что «нормальная семья — это семья, состоящая из мужчины и женщины», а через «агрессивно навязываемые нетрадиционные отношения» хотят «заменить маму и папу на родителя 1 и родителя 2». «Такими парадами пытаются навязать идею, что традиционная семья не в моде, принадлежит прошлому, и что всё должно быть по-другому — экстравагантно и разнообразно. Это пропаганда, единственная цель которой — лишить нас наших традиций», — утверждает один из авторов.

  • Разрушение исторических ценностей

Ещё один распространенный нарратив, сформулированный в тревожном тоне, заключается в том, что «распространение ЛГБТ-пропаганды на территории страны означает искажение мировой и национальной истории, разрушение исторической памяти молдаван. (…) И это негативно сказывается на национальной идентичности и патриотизме! Так мы теряем молодое поколение и можем потерять страну!». Не приводя веских аргументов при обращении к истории, авторы таких сообщений пытаются убедить аудиторию с помощью таких формулировок как: «мы не хотим предавать наших предков, чтобы им было стыдно за нас», «Штефан Великий основал церкви, а не всё то, что происходит сейчас» и «извините, но в СССР такого бреда не было».

  • Политика правительства по навязыванию нетрадиционных европейских ценностей

«Власти навязывают свою пропаганду», — говорится в некоторых публикациях, «быстро и незаметно». Те, кто помещает эту тему в европейский контекст, проводят параллель между Евразийским союзом (где приветствуются многодетные, крепкие и счастливые семьи, что является хорошей моделью для подражания) и Европейским союзом (где «детей учат, что гомосексуалисты — это нормально; детям навязывают то, что происходит в постелях взрослых», намекая, что европейские ценности являются антипримером для молдавских граждан). Среди других тезисов утверждается, что сообщество LGBTQI+ проводит свои мероприятия за счет европейских грантов и что журналисты, присутствующие на Марше гордости для освещения события, являются «так называемой независимой прессой, работающей за деньги западных стран, которая также участвует в пропаганде  LGBT-движения».

Moldova.org
  • Активное продвижение нетрадиционных ценностей в школах Молдовы

Один из фокусов пропагандируемых нарративов нацелен на несовершеннолетних («даже дети, которых заставили [участвовать], не пропустили это событие века» – имеется в виду марш) и образовательные учреждения («Пропаганда LGBT  в школах – прямой путь к геноциду граждан»). В этом контексте также распространялось множество сообщений с предвыборным обещанием Партии социалистов Игоря Додона: «После прихода к власти партия социалистов  Молдовы добьётся того, чтобы законодательно запретить пропаганду LGBT среди детей в школах».

  • Отсутствие членов ПДС и Майи Санду на марше — «предвыборный трюк»

Те, кто распространял дезинформацию в этот период относительно действий LGBTQI+ сообщества, не упустили возможность упомянуть предстоящие президентские выборы и референдум, назначенные в Республике Молдова на 20 октября. В частности, отмечалось, что ни президент Майя Санду, ни представители Партии «Действие и солидарность» не присутствовали на Марше гордости «чтобы рассказать людям больше о том, кто и чем занимается по ночам». Быстро нашлось и предполагаемое объяснение: «предвыборный год в Молдове внёс свои коррективы в парад LGBT-сообщества. Власти решили дистанцироваться от скандальной темы»; «чиновники знают, что создадут себе негативный имидж среди избирателей, придерживающихся традиционных ценностей, что означает, что они проиграют на выборах»; «поистине, избирательный год творит чудеса».

Нецензурная лексика и неуважение человеческого достоинства

Большая часть сообщений, проанализированных для этой статьи, выходит за рамки здравого смысла и уважения человеческого достоинства (важно отметить: речь идёт о сообщениях владельцев каналов или групп с десятками тысяч подписчиков, а не о комментариях читателей). Так называемая «символическая дезинфекция», организованная блоком «Победа» после парада, послужила одним из поводов: «Когда этот вирус будет искоренен?», «Антимарш по стерилизации ЛГБТ — поняли намёк?». Более того, использовалась непристойная лексика в адрес геев и лесбиянок, намёки на предполагаемые проблемы с психическим здоровьем и другие крайне гомофобные заявления: «сатанинское мероприятие», «марш странно одетых людей, которые гордятся тем, что считают себя кем-то другим, чем они есть на самом деле», «ЛГБТ должно быть уничтожено!» и другие, которые по очевидным причинам мы здесь не будем воспроизводить, так же как и не будем давать в статье прямые ссылки на цитируемые сообщения.

НАРРАТИВЫ, ПОДХВАЧЕННЫЕ РЯДОМ САЙТОВ

Ту же дезинформацию и манипуляцию, ненависть, предрассудки и стереотипы мы заметили и на некоторых сайтах, которые утверждают, что занимаются журналистикой и информированием. В данном случае особенно выделялось проведение параллелей между Маршем гордости и Маршем семьи. Клон сайта «Комсомольская правда» написал об «искусственном изменении социальных ценностей, разрушении традиционных ценностей и устоев молдавского общества». «Наш народ, который уже несколько десятилетий варится в Европе, стал спокойнее относиться к нетрадиционным товарищам. Пусть делают что хотят, но только не на показ, дома, за занавешенными окнами. Но не публично, не перед всеми, особенно перед детьми», — написал репортер этого издания в так называемом репортаже с акции 16 июня.

Сайт Actualitati.md опубликовал несколько текстов о рассматриваемых событиях, которые передают исключительно позицию Партии социалистов. Четыре из шести статей цитируют Игоря Додона с рядом заявлений, продвигающих аналогичные нарративы о «разрушении семьи и государства», или в которых, ссылаясь на Марш семьи, портал отметил, что участники «хотели показать, что живут в православной стране и уважают традиции».

В свою очередь портал 1984.md сообщил, что «марш нетрадиционных сексуальных меньшинств причинил массу неудобств для всего города» из-за перекрытия нескольких улиц и перенаправления общественного транспорта; и что «молдавским депутатам, которым нравится идти рука об руку с представителями LGBT, на этот раз стыдно. Даже провластные СМИ удивлены, но приближаются выборы, и имидж главы государства не должен быть испорчен». Однако, по мнению авторов, «радует реакция общества», так как днём ранее прошла контрманифестация в поддержку традиционной семьи.

Несколько порталов процитировали Илана Шора и представителей Блока «Победа», критиковавших LGBTQI+ сообщество, которые также говорили о «пропаганде и расколе общества», апеллировали к «нашим молдавским ценностям и традиционной семье». По их словам, такими действиями «правительство пытается отвлечь внимание общества от реальных проблем страны». А портал Ziua.md отметил, что мероприятия, посвященные продвижению прав LGBTQI+, прошли во время недели Вознесения Господня.

ПРОБЛЕМА, КОТОРАЯ НИКУДА НЕ ИСЧЕЗЛА

Дискриминация, насилие и разжигание ненависти на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности остаются серьезной проблемой в нашем информационном онлайн-пространстве, которая усугубляется быстрым распространением сообщений в социальных сетях и сложностью управления, выявления и противодействия такому контенту. Это наблюдение, касающееся в нашем случае нарративов, распространявшихся в течение двух недель в июне, происходит в контексте, когда  в том же месяце, 18 июня, во всем мире отмечается Международный день борьбы с языком ненависти, а месяцем ранее, 17 мая – Международный день борьбы с гомофобией, трансфобией и бифобией.

Moldova.org

«Язык ненависти» означает разжигание и поощрение ненависти, дискриминации или враждебности по отношению к человеку на основе предубеждений в отношении этого человека из-за определенной характеристики, например, его сексуальной ориентации или гендерной идентичности. В Республике Молдова преступления, мотивированные предрассудками, юридически криминализованы, а подстрекательство к таким действиям, подстрекательство к дискриминации или пропаганда геноцида, являются наказуемыми. Вместе с тем, такие платформы как Telegram, известны как основные источники распространения нетерпимости, и некоторые пользователи игнорируют понимание того, что Интернет также имеет определённые ограничения, что разжигание ненависти не представляет собой свободу выражения мнений, что такие нарративы могут быть выявлены и наказаны.

Кроме того, стоит помнить, что СМИ также несут ответственность за то, чтобы исключить в своей продукции пропаганду любых форм разжигания ненависти. Деонтологический кодекс журналиста предусматривает, что его профессиональная деятельность несовместима с распространением запрещенных законом сообщений (имеются в виду высказывания, разжигающие ненависть, гомофобию, антисемитизм, дискриминацию и т.п.).

Ирина Коробченко в интервью Media Azi, касающемся сложности этой проблемы, отметила, что важно ещё больше работать на уровне общества в области профилактики. «Считаю, что важно исключать сообщения, разжигающие ненависть из журналистских материалов, когда это возможно на этапе редактирования (vox populi, репортажи и т.д.). Если это невозможно, важно, чтобы эти сообщения не оставались без объяснения, которое их соответствующим образом оценивает, объясняет, почему они ошибочны и почему должны быть наказаны. В любом материале, будь то новость, репортаж, передача или дебаты», – отметила эксперт.

Виктория Додон, журналист