17 октября портал Nordnews.md опубликовал короткую новость о том, что 14-летняя несовершеннолетняя из Дрокиевского района, пропавшая неделей ранее, была найдена полицией после долгих поисков. Новость сопровождалась фотографией девушки, что противоречит нормам деонтологии и законодательству о правах ребенка.
Автор новости, опубликованной на Nordnews.md, не предоставил много подробностей по этому делу, но включил фотографию пропавшего подростка. Согласно нормам деонтологии, пресса не должна раскрывать подробности, которые могут привести к идентификации несовершеннолетних. «Аудио/видео записи и фотографии должны быть изменены, чтобы защитить личность детей. Исключение составляют ситуации, в которых идентификация детей представляет общественный интерес, и ситуации, в которых журналист действует в интересах ребенка, с согласия родителей или опекунов или без него», – уточняется в Деонтологическом кодексе. А в данном случае ситуация иная.
Более того, на странице портала Nordnews.md в Facebook эта новость вызвала негативные комментарии в отношении несовершеннолетней, личность которой была раскрыта журналистами. Деонтологический кодекс предусматривает, что «средства массовой информации при администрировании веб-страниц и страниц в социальных сетях не позволяют себе и не допускают со стороны аудитории, в реакциях (комментариях), нарушения правовых и деонтологических норм». С точки зрения защиты несовершеннолетних, Деонтологический кодекс требует особой тщательности в освещении дел, касающихся детей, «заботясь о том, чтобы опубликование такой информации не имело для них негативных последствий (чувства страха, страданий и т.д.). (…) Журналист защищает личность детей, имеющих отношение к событиям с негативной коннотацией (несчастным случаям, преступлениям, семейным спорам, самоубийствам, насилию и жестокому обращению и т.д.), в том числе в качестве свидетелей».
В подкасте cuMINTE Между сенсационностью и журналистской этикой. Образ ребенка в негативном контексте – Mediacritica, судья Владислав Холбан, профессор Национального института юстиции из Кишинева, отметил, что правоохранительные органы рекомендуют избегать представления образа ребенка в негативном контексте.
«Представление образа ребенка в негативном контексте может представлять собой нарушение его прав с правовой точки зрения, а именно с точки зрения Закона о правах ребенка, а также международных договоров, в частности Конвенции о правах ребенка», – отметил судья Владислав Холбан.