С древнейших времен человек нуждался в информации, чтобы выжить. Со временем получение информации стало жизненной необходимостью, а XXI век, несомненно, является веком информации. Наши родители, бабушки и дедушки смотрели один или два канала и читали еженедельную газету, а у нас есть возможность пользоваться десятками телеканалов, сотнями новостных порталов и многочисленными гигантскими социальными платформами в любое время и находясь в любом уголке мира.
Мы – поколение Z, или «цифровые аборигены» – те, кто родился после 1995 г., то есть преимущественно дети XXI века. Почти у каждого из моих сверстников есть смартфон, и это значит, что наши информационные привычки тесно связаны с гаджетами, а не с газетами, радио или телевидением, как у поколения X, поколения наших бабушек и дедушек. Согласно недавно прочитанному мной исследованию, 50% сегодняшней молодежи ежедневно получают информацию из социальных сетей, а именно, из Facebook, Instagram, Telegram, а с недавних пор из Tik Tok. А насколько качественная эта информация?
Как мы получаем информацию
Поколению Z повезло: у нас есть мгновенный доступ к информации в любое время и где угодно. Мы можем смотреть новости или прямые трансляции, когда захотим, и это самое значительное преимущество современных привычек, связанных с информацией, – доступность. Более того, у каждого пользователя есть доступ к персонализированному контенту. Так, моя лента отличается от ленты моих друзей, социальные сети руководствуются определенными алгоритмами, чтобы предоставлять информацию максимально персонализированно, в зависимости от интересов.
Тем не менее, в сетях содержится и распространяется как качественная, так и сомнительная информация. Сведения, которую мы, молодежь, черпаем в социальных сетях, иногда недостоверна, вызывает вопросы и порождает неуверенность, а феномен фейковых новостей – самая значительная опасность этих платформ. Фейковая информация распространяется теми, кто проявляет к ней интерес, и возникает порочный круг: чем больше людей обращается к этой информации, тем интенсивнее алгоритм ее распространяет. Эти так называемые новости нередко порождают путаницу и разжигают ненависть. И если до пандемии коронавируса эта проблема не казалась особенно серьезной, то с ее наступлением она стала даже опасной.
Ион и Мария – мои друзья. Когда я сказала им, что мне недавно сделали прививку от коронавируса – и я этим горжусь, – они чуть ли не шарахнулись от меня, сказав, что я совершила ошибку, что на самом деле мне ввели именно вирус, и что вакцина навредит мне в будущем. Этот случай демонстрирует, как недостоверная информация может искажать представление молодежи об окружающем мире.
Для многих моих сверстников пандемия послужила уроком о том, насколько важно критическое мышление, как следует подвергать сомнению каждую крупицу информации. В разразившемся в марте 2020 г. информационном шторме ориентирами для меня стали надежные и официальные источники информации: независимые СМИ, государственные учреждения, предоставлявшие проверенную, основанную на исследованиях информацию. Много информации передавалось и из уст в уста, и растерянные люди верили ей. Но я понимала, что любая информация о человеческом организме должна подтверждаться признанными научными исследованиями.
Следующий крупный информационный шторм произошел в феврале 2022 г. В соцсетях появлялись различные видеокадры о войне, а позже и ролики, направленные на то, чтобы очернить украинских беженцев, оказавшихся в нашей стране, и вызвать некую коллективную неприязнь к ним. Печально, что они повлияли на многих интернет-пользователей, которым внушили, что они могут чего-то лишиться из-за семей, ищущих убежища в нашей стране. И я, и многие мои одноклассники перешли из Facebook в Telegram и следили за страницами независимых журналистов и правительственными страницами, чтобы получать информацию и быть уверенными, что мы не становимся жертвами фейковой информации и пропаганды.
Как медиаобразование и критическое мышление помогают нам
Когда я начала учиться в лицее, в расписании, помимо обычных уроков, мы выбрали для изучения еще один предмет, послуживший фундаментом в формировании моего критического мышления – медиаобразование. Благодаря ему я узнала, что для того, чтобы считать какую-либо информацию достоверной, она должна быть представлена не менее чем в двух источниках. Мы выяснили, что информация может быть изложена беспристрастно или предвзято. Я осознала, что средства массовой информации могут пытаться оказывать эмоциональное влияние на публику, и поэтому новостей под заголовками наподобие «трагический несчастный случай» следует избегать – ведь именно читателю, а не автору новости предстоит решать, считать ли несчастный случай трагическим.
Кроме того, мы с каждым днем учимся отличать статьи, написанные анонимными авторами или опубликованные на страницах, созданных два дня назад, и срочно сообщать о них администрации ресурсов, потому что такие материалы дезинформируют общество. Медиаобразование научило меня задаваться вопросом: что кроется за информацией, которую я вижу, и какова ее цель?
Кроме того, я узнала еще один важный момент, в который искренне верю: каждый обязан помогать родным и близким, если их провоцируют тролли или они попали под влияние сомнительного телеканала и подозрительных страниц в Facebook.
Критическое мышление стало, на мой взгляд, одним из основных навыков, необходимых в наш век, а медиаобразование жизненно необходимо как моему поколению, так и последующим. СМИ предоставляют нам информацию практически бесплатно, а когда нам что-то раздают даром, это значит, что следует проявлять осторожность. Мы сами отвечаем за то, чтобы из множества возможностей получения информации выбрать наилучшую, не превратиться из свободных личностей в объекты манипуляции, отличающиеся односторонними и негибкими взглядами.
Аделина Танас, ученица 12-го класса,
Теоретический лицей им. Онисифора Гибу