Интервью и заголовки с новыми «шокирующими» подробностями по делу 19-летней девушки из Оргеева

Дело 19-летней девушки из Оргеева, которая была найдена мертвой после того, как ее объявили пропавшей без вести, продолжает оставаться в центре внимания молдавских СМИ. Некоторые издания опубликовали новости с заголовками о «шокирующих» подробностях из интервью журналиста Адриана Продана на его YouTube-канале с матерью и родственниками погибшей. Материалы выходят за рамки журналистской этики, поскольку в них используется человеческое горе по щекотливой теме и сообщаются подробности, не представляющие общественного интереса.

Интервью было опубликовано пять дней назад на Youtube-канале журналиста Адриана Продана, который записал свой разговор с матерью погибшей девушки, а также с некоторыми из ее родственников. В ходе обсуждения он задает чувствительные вопросы, акцентируя внимание на человеческой боли: «Какие мысли у тебя были, когда тебе сказали, что Ана-Мария исчезла»?, «У тебя была хотя бы маленькая надежда, что девочка может быть жива или нет»?, «Кто сообщил тебе, что Ана-Мария найдена мертвой»?, «Место, куда ее бросили, находится далеко от выхода из леса»?, «Полиция рассказала, что он с ней сделал»?, «Какие снимки ты видела»?, «Она не была одета»?, «Ты была в морге, чтобы забрать Ану-Марию. Тебе разрешили войти и увидеть её»? Ты хотела убедиться, что это твоя дочь»?, «Что было на ее теле»?, «Кто помог тебе привезти ее домой»?, «Когда ты видела ее в последний раз»?, «Как ты думаешь, почему это произошло с твоей дочерью»?, «Если бы Ана-Мария смотрела на тебя с небес, за что бы ты попросила у нее прощения»?, «Она снилась тебе после ее смерти»?, «Ты хранишь ее вещи»?

Деонтологический кодекс предусматривает, что «Журналист не использует уязвимое положение людей и их неосведомленность о своих правах и свободах, не побуждает их прибегать к унизительным действиям, ущемляющим человеческое достоинство». Кроме того, Акт о деонтологических нормах Международной федерации журналистов предусматривает, что «журналист должен уважать частную жизнь людей. (…) Он/она проявляет особое внимание к уязвимым людям, у которых он/она берет интервью». Вместе с тем Регламент об аудиовизуальном содержании Совета по телевидению и радио предусматривает, что «в ситуациях человеческих страданий, стихийных бедствий, несчастных случаев или актов насилия, образ и достоинство людей должны уважаться».

Интервью послужило источником материала для нескольких новостных порталов.

Так, Primul.online пишет: «Родственники Аны Марии делают шокирующие заявления после убийства девушки: Ее парень знал подозреваемого, они работали в одной тюрьме. За ней давно следили»; Ea.md: «шокирующие подробности убийства в Оргееве». Что рассказала мать убитой женщины: «Место было заброшенное, думаю,  там он над ней и издевался»; Unimedia.info: «(видео) После убийства девушки родственники Аны-Марии делают шокирующие разоблачения: ее парень знал подозреваемого, они работали в одной тюрьме. За ней давно следили»; Mamaplus.md: «Родственники хладнокровно убитой 19-летней беременной женщины делают шокирующие заявления: ее парень знал подозреваемого, они работали в одной тюрьме».

В Книге стилей с этическими нормами для журналистов отмечается: «Заголовки должны быть короткими, броскими, четкими, без двусмысленностей. С помощью нескольких хорошо понятных читателям слов необходимо точно отразить сущность всего материала». Согласно этому же источнику, «Стоит избегать экспрессивных определений, обычно имеющих функцию прилагательных (эпитетов), особенно при написании новостей. Нужно быть максимально краткими и нейтральными, не прибегая к субъективным определениям».

Другое интервью, ранее опубликованное на YouTube-канале Адриана Продана, стало предметом обсуждения в Совете по телевидению и радио, а Совет прессы установил по этому случаю нарушение Деонтологического кодекса журналиста.

Иоана Авэдани, председатель Центра независимой журналистики Румынии, в комментарии, опубликованном Mediacritica, отмечает, что журналист должен информировать, не прибегая к драматизации и сенсациям. «Потому что, когда новость доходит до людей, она должна канонически отвечать на ряд «технических» вопросов: кто, что, когда, где, почему. Но есть еще один, более глубокий вопрос, на который должен ответить каждый журналист, честно и добросовестно выполняющий свою работу: зачем? Зачем мне нужна эта информация? Зачем мне это рассказывают? Долг журналиста – четко ответить самому себе на этот вопрос, даже если никто его об этом не спрашивает. И тем самым сделать осмысленным результат своего труда и само свое пребывание в профессии.», – считает автор комментария.

В свою очередь председатель Совета прессы Виорика Захария в своём анализе для Mediacritica отметила, что учреждение очень часто получает ссылки на видео в YouTube или на других платформах с медиаконтентом, которые «смутили бы любого приличного человека». «Обычно, это душераздирающие истории, в которых женщины или мужчины, ставшие жертвами насильственных действий или других травмирующих ситуаций, делают откровения и со слезами рассказывают подробности своей частной жизни… Разумеется, такие истории даже близко не связаны с общественным интересом и преследуют одну единственную цель – собрать как можно больше просмотров автору «видеоблога». Люди, которые присылают нам подобный контент, потом возмущаются и спрашивают: почему это вы ничего не делаете с этими видеоблогерами? Как их можно привлечь к ответственности? Они пользуются несчастьями людей и привлекают аудиторию за счет страданий», – отметила эксперт.