Спустя более чем два года с момента утверждения методологии мониторинга языка ненависти в аудиовизуальных СМИ Совет по телерадиовещанию (СТР) применял санкции в нескольких случаях. Несмотря на консолидированное законодательство и усилия по обучению персонала в рамках учреждений, с эффективным применением правил по-прежнему возникают проблемы – виной тому нехватка персонала, юридическая сложность подобных случаев и «миграция» подстрекательских высказываний в онлайн-среду, как отмечают представители учреждений и эксперты, работающие в этой сфере.
Внутренняя методология мониторинга языка ненависти, основанная на международных стандартах, была утверждена в мае 2023 г. в контексте Кодекса об аудиовизуальных медиауслугах (КАМУ), действующего с 2018 г., в котором содержится четкое определение этого явления и предусматриваются санкции против поставщиков услуг аудиовизуальных СМИ за подобный контент. За более чем два года с момента утверждения документа в число мер, принимаемых СТР для мониторинга языка ненависти, вошли обучение персонала, управления мониторинга, а также юридического отдела. «Нас поддерживал Совет Европы, в том числе благодаря руководству, послужившему основой этой методологии. Мы ознакомились с европейской практикой и начали искать пути ее тщательного применения в Республике Молдова», – объясняет для Mediacritica Лилиана Вицу, президент СТР.
СЛУЧАИ ПРИМЕНЕНИЯ САНКЦИЙ ЗА ДВА ГОДА
Основываясь на методологии мониторинга языка ненависти, Совет по телерадиовещанию на сегодняшний день принял четыре решения о применении санкций в отношении некоторых поставщиков аудиовизуальных услуг. Среди наиболее важных из таких случаев – штрафы для каналов TV Găgăuzia (60000 леев, а затем еще 15000 леев) и ATV (40000 леев) за трансляцию контента, содержащего язык ненависти, дезинформацию и пропаганду, в контексте освещения темы, связанной с десятилетием со дня «референдума» 2014 г. о направлении внешней политики региона, признанного незаконным в судебном порядке. Станция Jurnal FM получила открытое предупреждение за дискриминационный контент, касавшийся женщин, а канал TV Găgăuzia также подвергался санкциям за разжигание ненависти по признаку сексуальной ориентации, а также за непредставление достоверной и беспристрастной информации.
Как отмечает эксперт Ирина Коробченко, «КАМУ предусматривает санкции за высказывания, разжигающие ненависть, поэтому СТР в предполагаемых случаях разжигания ненависти обязан выявлять активный элемент, то есть подстрекательство, призыв к действию. Выступления, не содержащие активного элемента подстрекательства, не подлежат санкциям в соответствии с положениями ст. 17. Кроме того, уведомления, направленные в СТР, или решения, принимаемые СТР по собственной инициативе, в последнее время преимущественно касаются контента, в котором отмечается отсутствие толерантности. Количество жалоб, поступающих в СТР, а также в полицию, которая вправе применять наказания за разжигание ненависти, также сокращается».
НЕХВАТКА РЕСУРСОВ И БОЛЕЕ АКТИВНЫЕ УСИЛИЯ
Председатель СТР признает, что одной из самых существенных проблем является нехватка персонала. «Чем многочисленнее команда, тем мощнее ресурсы учреждения. У нас около десяти человек, отслеживающих контент всех лицензированных и действующих телеканалов и радиостанций. Разумеется, этого количества сотрудников недостаточно, так как необходимо контролировать целый ряд аспектов, в частности, соблюдение положений ст. 13 об обеспечении достоверности информации, что является основой КАМУ, отслеживать местные программы, все тематические репортажи, оценивать уровень плюрализма. Особое внимание также уделяется государственным поставщикам услуг – TRM и TV Găgăuzia. Поскольку необходимо охватить столько аспектов, а команда небольшая, очевидно, что количество сотрудников становится препятствием, понятно, что оно несоразмерно поставленным задачам», – отмечает Лилиана Вицу.
Кроме того, она утверждает: «Язык ненависти – чрезвычайно сложная проблема. В отличие от других видов нарушений, при которых применяются более мягкие санкции, в этих случаях речь идет о крупных штрафах. Но, если приходится применять серьезные санкции, необходимо и доказывать соразмерность и тяжесть деяния. А это подразумевает тщательный анализ контента, возможно, с привлечением сторонних экспертов».
РАЗЖИГАНИЕ НЕНАВИСТИ «МИГРИРУЕТ» В СЕТЬ
Несмотря на то, что данные мониторингов, проводившихся Ассоциацией Promo-LEX в контексте выборов 2023 и 2024 гг., показывают, что число случаев проявления языка ненависти на ТВ снижается по сравнению с 2018 г., это объясняется не только действиями правоохранительных органов, но и переносом проблемного контента в онлайн-среду.
«У нас есть отчеты Promo-LEX, показывающие, что ситуация улучшилась, но не кардинально. И это связано еще с тем, что вся политическая активность, особенно предвыборная, переместилась в онлайн. Мы также считаем, что, поскольку уже три с половиной года действует СТР, неукоснительно применяющий законодательство, существуют определенные нормы, те, кто работает в аудиовизуальной сфере, уже убедились, что СТР соблюдает законодательство и, соответственно, применяет его – распространять язык ненависти с помощью телевидения больше невозможно, поскольку известно, что существуют санкции, и что со временем можно получить еще более высокие штрафы. С другой стороны, онлайн-среда – благоприятная почва для сексистских, подстрекательских, провокационных заявлений, и мы видим, что авторы таких высказываний не несут соответствующих наказаний», – пояснила президент СТР.
Эксперт Ирина Коробченко подтверждает эту динамику: «Большинство проявлений языка ненависти, выявленных в 2023-2024 гг., встречается в аудиовизуальной продукции, транслируемой телеканалами онлайн. Это означает, что, кроме линейных СМИ, СТР должен также проводить мониторинг нелинейных СМИ [телевизионных сайтов – примечание автора]. Фактически, первая санкция, примененная СТР за нарушение положений КАМУ (политическая реклама, не отмеченная надлежащим образом) в нелинейных СМИ, была применена недавно, 28 мая 2025 г.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Помимо мер, принимаемых СТР, необходимо действовать на уровне всей экосистемы СМИ. «Я считаю, что поставщики аудиовизуальных медиауслуг должны разрабатывать свои собственные механизмы саморегулирования. Иными словами, так как в КАМУ существуют четкие положения, вы как поставщик должны разрабатывать внутренние инструменты, позволяющие предотвращать нарушения КАМУ. Невозможно вести себя так, будто эти правила вас никоим образом не касаются, кроме того, всегда необходимо центральное учреждение, проверяющее вашу деятельность», – отмечает Ирина Коробченко.
В свою очередь, президент СТР считает, что «на законодательном уровне определенный прогресс достигнут, и нам предстоит увидеть, что эти нормы станут чаще применяться на практике». «Мы также желаем, чтобы участники выборов более ответственно относились к своим действиям, осознавали, что недопустимо вести агитацию и убеждать избирателей, прибегая к языку ненависти – в конце концов, использовать подобные формулировки просто противозаконно», – подводит итог Лилиана Вицу.