О психическом здоровье в новостях: как освещают эту тему и как могли бы освещать

Смерть в результате самоубийства.

Если произошло преступление.

Всемирный день психического здоровья (10 октября).

Таковы для СМИ традиционные поводы поднять в своих публикациях тему психического здоровья.

В медиапространстве, которое не избежало влияния потребительства, принято говорить о том, на что будет «спрос» у публики. А, по мнению многих редакций, жителей Молдовы интересует, как  человек Х покончил жизнь самоубийством, совершил ли он это на глазах у детей, каким методом он воспользовался, много ли было крови, оставил ли он предсмертную записку, ну и, разумеется, само содержание прощального письма.

Очевидно, жители Молдовы хотели бы понять, как такая трагедия могла случиться в «крепкой» семье. А может, наши намерения не так уж чисты? Может, в реальности нас интересует поднаготная скандала?

Эффект Вертера

Более 100 исследований, проведенных по всему миру, показали, что после публикации в СМИ материалов о самоубийствах, уязвимые люди становятся подвержены риску подражательного поведения. Такое явление может особенно произойти, если трагедия получает широкое медийное освещение и становится сенсацией. Риски возрастают, если сам самоубийца имел высокий социальный статус и/или был легко узнаваем.

Влияние средств массовой информации на рост количества самоубийств известно как «эффект Вертера» (в честь главного героя романа Гёте «Страдания юного Вертера»). В английском языке сведение счётов с жизнью, которое происходит способом, использованным в широко «разрекламированном» случае, имеет специальное название – copycat suicides (подражательные самоубийства).

С другой стороны, появляется все больше примеров того, как ответственное освещение темы самоубийств может изменить восприятие, разрушить стереотипы и информировать общественность о сложности этого события. Кроме того, публикации в СМИ могут способствовать тому, чтобы большее число людей, нуждающихся в помощи, обращалось к специалистам по поводу проблем с психическим здоровьем. («Передовые практики и рекомендации по информированию о самоубийствах»)

Предотвращение самоубийств — тот случай, когда важно каждое слово.

Представим себе репортера. Допустим, её зовут Ана. За день у неё было три съемки. Например, утром Ана была в парламенте, в полдень – на светском бранче, а в 16:00 она узнает о новом «происшествии» и отправляется выяснять подробности о трагедии с места событий.

Ана — с ее личностью, качествами, недостатками, начальниками и заслугами — теперь обладает силой, о которой она даже не подозревает. От того, как она расскажет об этом инциденте, может решиться судьба другого человека. Она может взять комментарий у представителя полиции. А может найти соседей или скорбящих членов семьи.

Но, помимо этого, Ана может спросить мнение психотерапевта. Она может рассказать о связи между депрессивным расстройством и суицидом. Может отметить, что в каждом районе Республики Молдова действует коммунитарный центр психического здоровья, где предлагается бесплатная и конфиденциальная помощь.

А в другой части страны 60-летний Ион посмотрит вечерние новости и поймет, что для него ещё есть лучик надежды.

Помимо прочего, Ион относится к социальной категории с самым высоким риском суицида. По статистике, более 80% случаев самоубийств приходится на мужчин. Большинство из них – пожилые люди, жители сельской местности.

Ана может спасти Иона от рокового шага. Реально. Да, это звучит идеалистично. Да, продюсеры смотрят на это иначе, считают, что «это не интересно» и что «нужно короче и драматичнее». Да, редакционная политика этого не позволяет, и рекламодатели снова уменьшат сумму контрактов. Да, СМИ — это бизнес, и мы «должны давать то, что хочет общество». Все эти аргументы рациональны и имеют свой вес.

Но я знаю ещё кое-что.

Ответственное освещение в СМИ темы самоубийств может спасти жизни. Реальные жизни реальных людей. Говорят, что ни один самоубийца на самом деле не хочет умирать. Он просто не может больше  «так жить». Но надежда существует. Помощь существует.

Что скажешь, Ана? Может, все-таки не так уж и плохо? Между репортажем из парламента и светским бранчем…

***

Рекомендации по ответственному освещению в СМИ тем, связанных с самоубийствами:

1. Избегаем громких, сенсационных заголовков и выбираем нейтральное содержание;

2. Избегаем квалифицировать недавние случаи самоубийств как «повальные», «стремительно растущие», «тревожные»;

3. Избегаем упоминания способа суицида, фото/видео с места, скорбящих родственников и друзей, а также похорон;

4. Избегаем описания самоубийства как необъяснимого решения или события без предшествующих тревожных признаков;

5. Избегаем писать о самоубийстве как о преступлении, грехе и т. д.;

6. Избегаем цитирования полиции в качестве первоисточника и вместо этого запрашиваем мнение психотерапевта;

7. Предоставляем контактные данные служб по охране психического здоровья, доступных в данном сообществе.

***

Люди с проблемами психического здоровья чаще являются жертвами, чем агрессорами

Поговорим немного и о преступлениях. «Преступление было совершено лицом, находящимся на учёте у психиатра» или «В настоящее время полиция выясняет, состоит ли данное лицо под психиатрическим наблюдением» или «По словам родственников, преступник вел себя странно и агрессивно».

Во-первых, о проблемах с психическим здоровьем нельзя сказать по лицу. Зачастую мы примеряем на себя роль детективов,  и пытаемся связать внешний вид человека, вид его одежды, его поведение на публике с состоянием его психического здоровья. Диагноз психического расстройства ставится в кабинете специалиста по психическому здоровью с использованием научно подтвержденных инструментов исследования (опросники, тесты, клинические протоколы). Но не на улице. Мы ведь не можем считать Джеорджету «хулиганской» лишь потому, что такой она показалась соседке тёте Вере.

И ещё – связь между проблемами психического здоровья и насилием является предметом постоянного интереса международного научного сообщества, и широкие исследования на эту тему все еще продолжаются.

Так, Американская психологическая ассоциация опубликовала исследование, в котором изучалась связь между психическими расстройствами и моделями насилия. Исследователи проанализировали 429 преступлений, совершенных 143 преступниками с тремя основными видами психических расстройств. Выяснилось, что только 7,5% этих преступлений были напрямую связаны с симптомами психического недуга.

Другое исследование, проведенное Университетом Джона Мура в Великобритании в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения, показывает, что в большинстве случаев люди с проблемами психического здоровья являются жертвами насилия, а не агрессорами.

Люди с умственными и психосоциальными нарушениями относятся к одной из наиболее уязвимых категорий с точки зрения соблюдения прав человека. Можно вспомнить случай Андрея Брагуцэ или не менее эмоциональную историю о 16 воспитанниках Психоневрологического интерната в Бельцах, подвергшихся насилию со стороны одного из врачей этого учреждения.

Когда человек испытывает проблемы с психическим здоровьем, ему гораздо сложнее быть услышанным:

Говоря о том, что его ранит. Часто пациенты с проблемами психического здоровья имеют несколько недостаточно диагностированных и нелеченных заболеваний, которые приводят к сокращению ожидаемой продолжительности жизни и увеличению смертности («Руководство по вмешательству при неотложных психиатрических состояниях», Краан Карел, Чихай Яна, Кишинев, 2022).

При защите своих активов и собственности. Здесь уместно упомянуть  расследование Павла Пэдурару «La hanul morții» — шокирующую видеоисторию о том, как смерть беспомощных людей стала средством обогащения мошенников.

Если кто-либо имеет задержку умственного развития, то окружающие порой уверены, что такие люди не имеют права создавать семью. Или работать. Или вести достойную жизнь.

Тема соблюдения прав людей с проблемами психического здоровья гораздо меньше освещается в СМИ, чем она того заслуживает. Хотя могла бы освещаться – это вполне реально. Но у нас есть и истории, которые вдохновляют. И в нашей стране бывает так, что люди с проблемами психического здоровья, в том числе тяжелыми, живут полноценной и счастливой жизнью.

Психическое здоровье – в тренде?

И, наконец, один из ключевых моментов, о котором пишут СМИ и который всегда в центре внимания и всегда это тема для дискуссий… Статистика. «Сколько в Молдове людей с проблемами психического здоровья?», «Становится ли их больше?», «Правда ли, что за последние годы число больных удвоилось?».

По данным Статистического ежегодника Республики Молдова, в 2014 г. был зарегистрирован 95 441 случай психических и поведенческих расстройств. С тех пор и до 2020 года наблюдалась тенденция к постоянному снижению этого показателя и в 2020 году было зарегистрировано уже 74 831 случай. 2021 год ознаменовался небольшим и вполне объяснимым в условиях пандемии ростом – около 80 000 человек с психическими и поведенческими расстройствами.

Социально-экономические потрясения последних лет, пандемия и ситуация неопределённости из-за войны в Украине наложили свой отпечаток на эмоциональное самочувствие жителей Республики Молдова. Тема психического здоровья стала трендом. Гораздо больше людей, включая общественных деятелей и инфлюенсеров, открыто говорят о проблемах, с которыми они сталкиваются, активно обращаются за помощью.

И всё же эта тенденция не отличается резкими колебаниями статистических данных. Почему?

Ниже мы привели некоторые возможные объяснения:

1. Недостаточная диагностика проблем психического здоровья. Часто люди просто боятся обращаться к специалисту, опасаясь дискриминации или стигматизации.

2. Неполная информация. Например, в официальную статистику не входят данные по людям, которые обращаются за помощью к независимым психологам или другим самозанятым и незарегистрированным специалистам.

3. Пересмотр баз данных получателей специализированной помощи, которую провели коммунитарные центры психического здоровья (КЦПЗ), в частности, в период 2014 – 2018 гг. Тогда в большинстве районов команды КЦПЗ взяли стопки медицинских карт (некоторые ещё со времён СССР) и наконец-то проверили, сколько де-факто есть таких бенефициаров. Часть людей давно были за рубежом, часть – получали лечение, а третьи – давно ушли из жизни. Поэтому, прежде чем получить хоть сколько-нибудь достоверные данные, пришлось провести хорошую «чистку».

Но это не значит, что в Молдове ничего не меняется или что по этой теме «не о чем писать». Напротив, психическое здоровье никогда не было таким популярным, как с 2020 года.

Руководствуясь разной мотивацией, делая акцент на сенсационности или тщательно собирая информацию, желая найти щокирующие подробности или передать чистые эмоции, молдавские журналисты всё же пытаются лучше узнать эту тему и изучить ее с большим интересом.

В проекте MENSANA мы часто говорим, что «психическое здоровье — это огромная область». От расстройств аутистического спектра до деменции трудности могут возникать на протяжении всей жизни человека и на всех этапах его развития, в любых личных и социальных обстоятельствах. Мы можем говорить о психическом здоровье мужчин, психическом здоровье на рабочем месте, воспитании детей, послеродовой депрессии, семейной жизни, отношениях с партнёром. Есть несчётное множество направлений для изучения и дискуссий, в которых наши специалисты будут рады помочь.

Ограничивая тематику СМИ колонками о разных происшествиях или скандальными шоу, мы останавливаемся во времени. Мы лишаем себя развития. Мы не будем понимать, что с нами происходит и не будем знать, что существуют решения и помощь. А исследования показывают, что у каждого четвертого (некоторые данные позволяют говорить об одном из трех) человека в течение его жизни есть или будут проблемы с психическим здоровьем.

Мы никогда не знаем, что с нами может случиться и как мы отреагируем на те или иные травмирующие события. И, возможно, тогда нам было бы полезнее знать, какие у нас есть решения, чем то, что думает об этом соседка тётя Вера.

P.S. Если вы хотите получать качественный молдавский контент о психическом здоровье, можете начать со следующих ресурсов:

1. Подкаст «У меня все хорошо» (Sunt bine” podcast);

2. Рубрика «Дорогая М.», платформа Moldova.org;

3. Страница Sănătate mintală Moldova на Facebook;

4. Рубрика Psihoterapii проекта MENSANA на Youtube;

5. Платформа pentrucuplu.md.

Разумеется, будут и другие хорошие проекты.

Констанца Попа,

Консультант по коммуникациям и борьбе со стигматизацией, молдавско-швейцарский проект MENSANA

Подготовка этой статьи стала возможной благодаря щедрой поддержке американского и британского народов при посредстве Агентства США по международному развитию (USAID) и Великобритании. Ответственность за содержание этого материала несет Центр независимой журналистики, он не обязательно отражает точку зрения Великобритании, USAID или Правительства Соединенных Штатов Америки.