Прозвучавшее на прошлой неделе заявление, касающееся решения Международного уголовного суда о выдаче ордеров на арест президента Российской Федерации Владимира Путина и российского уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, подало прокремлевской прессе очередной повод опубликовать череду фейков. Один из них гласит, что российская «эвакуация» украинских детей «не является военным преступлением», как указывает Stopfake.org.
Комментируя выдачу ордеров на арест, прокремлевские СМИ заявляли, что «эвакуация» украинских детей из зоны военных действий и их вывоз в Россию «во избежание жертв среди гражданского населения» военным преступлением считаться не может. Также российская пресса расценила депортацию украинских граждан как «гуманитарную миссию по спасению детей от украинских бомбежек», упоминает Stopfake.org.
Российский нарратив о «гуманитарной миссии по эвакуации детей от бомбардировок» неоднократно опровергался рядом международных организаций, в том числе Комиссией ООН по правам человека и Международным уголовным судом.
«К военным преступлениям относятся нападения на гражданских лиц и инфраструктуру, связанную с энергетикой, умышленные преступления, случаи незаконного задержания, пытки, изнасилования и прочие формы сексуального насилия, а также незаконная перевозка и депортация детей», – указывается в пресс-релизе Комиссии ООН, опубликованном 16 марта 2023 г.
17 марта Палата предварительного производства Международного уголовного суда выдала ордера на арест на имя президента России Владимира Путина и российского уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой в связи с вооруженной агрессией России против Украины. Главный прокурор Международного уголовного суда Карим Хан заявил, что существуют достоверные доказательства того, что Путин и Львова-Белова «ответственны за незаконную депортацию украинских детей из временно оккупированных регионов Украины». Как утверждает Хан, речь идет о «сотнях случаев» незаконной депортации несовершеннолетних украинцев, совершенных Россией в связи с агрессией против суверенитета и территориальной целостности Украины, начавшейся в 2014 г.
Следует отметить, что решение Международного уголовного суда на прошлой неделе комментировалось рядом российских источников пристрастно – ими поддерживалась исключительно позиция Москвы по этому вопросу. Российское информационное агентство ТАСС в нескольких новостях представляет Международный уголовный суд в отрицательном свете, цитируя по этому поводу, в том числе, и политиков из Зимбабве. Kp.ru указывает, что Международный уголовный суд – учреждение, «не признанное» Россией.
Российский нарратив об «эвакуации» украинских детей опровергается и Независимой комиссией ООН. 15 марта 2023 г. международные эксперты опубликовали отчет, в котором представлены результаты расследования российской агрессии против Украины. На 22 страницах документа, состоящего из 113 пунктов, описаны задокументированные факты, касающиеся пыток, агрессии, сексуального насилия и казни мирных украинцев, совершенных россиянами. Рассмотрев дела о депортации 164 детей в возрасте от 4 до 18 лет из Донецкой, Харьковской и Херсонской областей, Комиссия пришла к выводу, что Россия виновна в незаконном вывозе украинских детей, что расценивается как военное преступление.
По сведениям Национального информационного бюро Украины, на которые ссылается Stopfake.org, до 20 марта российские власти депортировали из соседней страны 16 226 идентифицированных украинских детей. Учреждение также установило, что «реальное число похищенных детей в десять раз больше – Россия принудительно вывезла около 744 000 несовершеннолетних украинцев».
В настоящее время в Украине находится самая многочисленная за всю историю команда экспертов Международного уголовного суда. В мае 2022 г. МУС направил в Украину группу из 42 следователей, судмедэкспертов и вспомогательного персонала для расследования преступлений, относящегося к юрисдикции этого учреждения. Кроме того, Прокуратура Международного уголовного суда присоединилась к совместной группе по расследованию военных преступлений России в Украине, учрежденной весной 2022 г. Украиной, Литвой, Польшей, Эстонией, Латвией и Словакией. В группу также входит Агентство Европейского союза по сотрудничеству в области уголовного правосудия (Евроюст), в котором представлены 27 стран-членов ЕС и 10 других государств, как указывает Stopfake.org.