Случай с избитой матерью девочкой в ряде новостей: сцены явно насильственного характера и обнародование личных данных

Случай с годовалой девочкой, которую избила ее мать, был освещен многими СМИ, вызвав новую волну ненавистнических высказываний в социальных сетях. Некоторые СМИ распространили видеоролик, в течение нескольких минут показывающий акты агрессии, а другие раскрыли личные данные, такие как полное имя, дату рождения и место жительства матери, что противоречит деонтологическим нормам. 

Видеозапись того, как мать избивает своего ребенка, появилась в публичном пространстве 20 ноября и была немедленно распространена  некоторыми СМИ и многочисленными пользователями интернета в социальных сетях. Некоторые порталы, в том числе Unimedia.info и Protv.md, опубликовали полное видео, в котором в течение нескольких минут подряд происходят акты агрессии, с пометкой «видео 18+» или «кадры с сильным эмоциональным воздействием». И хотя изображения были технически обработаны, чтобы скрыть девочку, подробности в видео не представляют общественного интереса. Еще раз напомним, что изображения с сильным эмоциональным воздействием должны распространяться журналистами с осторожностью и с соблюдением этических норм. 

Деонтологический кодекс предусматривает, что «изображения должны точно отражать реальность», и рекомендует прессе «с особым вниманием относиться к собираемой информации о преступлениях, стихийных бедствиях, несчастных случаях и других подобных событиях, в которых кому-либо причинен какой-либо ущерб, гарантируя каждый раз, что публикация такой информации не причинит новых страданий пострадавшим или невиновным в случившемся».

А Руководство по стилю с этическими нормами для журналистов рекомендует журналистам избегать жестокого контента: «Мы постараемся не публиковать шокирующие фотографии, жестокий или неприличный контент, который может вызвать у читателей определенные негативные психические состояния». В том же руководстве отмечается фиксация некоторых СМИ на личных трагедиях, потерях, несчастных случаях, преступлениях или актах насилия: «Один давний вопрос профессионального журналиста помогает нам провести грань между тем, что можно публиковать и транслировать в случае актов насилия, и тем, что нельзя показывать общественности: Хотели бы вы, чтобы ваши дети увидели это в газете или по телевизору во время совместного завтрака перед школой?». 

РАСКРЫТИЕ НЕКОТОРЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

На показанных кадрах видно лицо матери, на которую в конечном итоге завели уголовное дело, согласно заявлению полиции. Более того, в новостях от Regional.md можно найти такую информацию, как название населенного пункта, в котором проживает женщина, и дата ее рождения. Текст сопровождается фотографией матери, а также скриншотами с ее аккаунта в Telegram с ее именем, фамилией и годом рождения. А Unimedia.info опубликовал материал, передающий вероятные личные разговоры между женщиной и другим человеком. Портал Stiri.md в одном из своих материалов на данную тему также раскрыл некоторые личные данные.

Руководство по стилю с этическими нормами для журналистов также содержит рекомендации по идентификации подозреваемых: «Мы будем избегать идентификации подозреваемых до того, как полиция предъявит обвинения. Мы не будем раскрывать детали (имя, адрес, домашний адрес, имена родителей, родственников и т. д.), которые могут позволить идентифицировать подозреваемых. Мы будем использовать мозаику на фотографиях, снимать подозреваемых или обвиняемых со спины, а также снимать их спереди против света». 

Кроме того, раскрытие таких личных данных позволяет также с легкостью установить личность девочки. Что касается защиты несовершеннолетних, деонтологический кодекс требует особой точности в освещении случаев, касающихся детей, «гарантируя, что публикация такой информации не приведет к негативным для них последствиям (чувству страха, страданиям и т. д.). (…) Журналист защищает личность детей, вовлеченных в события с негативным оттенком (несчастные случаи, преступления, семейные ссоры, самоубийства, насилие, жестокое обращение любого рода и т. д.), в том числе в качестве свидетелей». А согласно законодательству Республики Молдова, право несовершеннолетнего на уважение частной жизни и на собственное изображение превыше необходимости информирования, в том числе в случае несовершеннолетнего, находящегося в трудной ситуации. Соответственно, мы не публикуем изображения, которые могут поставить несовершеннолетних в унизительную ситуацию. 

«НЕОБОСНОВАННАЯ ПОГОНЯ ЗА СЕНСАЦИЕЙ»

Редактор портала Mediacritica Виктория Додон ранее объясняла, что «журналисты должны быть очень осторожны при подготовке новостей, интервью, репортажей и целых ток-шоу об уязвимых, беспомощных людях, людях с определенными потребностями, находящихся в состоянии шока или в отчаянии. Ведь от помощи путем предания огласке до причинения вреда через унижение человеческого достоинства один шаг. Случай, который кажется необычным, не является поводом для сенсации. Достоинство человека должно оставаться во главе стола, независимо от того, насколько особенным нам кажется этот случай». 

Она также отмечает, что показ сцен явного насилия без сокрытия лица женщины, а также публикация ее личных данных сразу же вызвали волну ненавистнических высказываний в социальных сетях и свели на нет важный принцип презумпции невиновности. «Я видела комментарии, в которых люди выносили собственные вердикты, прибегали к издевательской лексике или даже утверждали, что женщина заслуживает смертной казни за свой поступок. И это притом, что только правоохранительные органы и правосудие могут установить, виновен ли человек в определенном поступке и насколько. Тем более, что мы не знаем ситуацию женщины, страдает ли она какими-либо расстройствами и имеются ли другие важные обстоятельства».