(Не)Совершенство

X показала плоский живот всего через 10 дней после родов.

Y — гора мышц. Посмотрите на его тело как с обложки.

Всего через несколько дней после родов Z ошеломила стройной фигурой на зависть всем.

Самые сексуальные мужчины.

Самые сексуальные женщины.

Вероятно, просматривая ленты в социальных сетях, вы натыкались на подобные заголовки, публикуемые медиаплатформами, об образе жизни или так называемом стиле жизни (lifestyle). Большинство этих СМИ рекламируют себя как продукт для женщин и о женщинах, независимо от того, знаменитости они или нет. Многие изображения, сопровождающие такие заголовки, конечно же, соответствуют названиям: обнаженные тела и части тела напоказ. Случалось ли вам когда-нибудь, проходя мимо зеркала, посмотреть на свой животик и подумать, что выглядит он незавидно, независимо от того, рожали вы или нет? Независимо от того, мужчина вы или женщина? Независимо от того, сколько часов вы провели на беговой дорожке или в тренажерном зале? Во многих случаях эти тексты, конечно же, разбавлены сомнительными советами, явно не проверенными, о чудо-средствах, которые помогут достичь той самой «завидной фигуры» или похудеть на 5-10-15 килограммов в рекордно короткие сроки.

Когда такие заголовки бросаются в глаза, мой разум не может не задаваться риторическим вопросом: сколько женщин или, может быть, мужчин читают эти строки, но у них нет шансов достичь «вершины совершенства», настойчиво продвигаемой моими коллегами, трудящимися от зари до зари, чтобы заполнять страницы этих сайтов? Сколько подростков ежедневно просматривают эту информацию, сколько девушек и юношей, в умах которых остается запечатленным образ «завидной фигуры», ради которой они готовы мириться с пагубными последствиями? Насколько велика ответственность прессы за стереотипы и предрассудки, которые она пропагандирует?

Да, фигура, особенно женская, всегда обсуждалась, подвергалась критике, восхвалялась в прессе. В то время, когда мы параллельно говорим о безусловном принятии себя, стереотип идеального тела, будь то 90-60-90 или с шестью кубиками на животе, продолжает занимать целые печатные и интернет-страницы и тиражироваться в телепередачах. Понятно, почему. Голые или одетые тела, которые рекламируют как идеальные или критикуют, продолжают привлекать взгляды и аудиторию.

Если я поставлю себя на место журналиста, я признаю, что мы владеем словом как «оружием». К сожалению, мы слишком часто злоупотребляем им. Мы жмем на «курок» или, в нашем случае, на кнопку «Опубликовать», забывая, что предлагаем нашему читателю или зрителю взгляд на то, какой должна быть его жизнь и к какому образу он должен стремиться. В утомительной гонке за количеством просмотров мы забываем о последствиях. Мы забываем о том, что в сознании наших читателей и зрителей запечатлевается «идеальный» силуэт или гора мышц «журнального» тела. Публикуемый и транслируемый нами контент можно рассматривать как «норму», к которой следует стремиться. И, окажись я на месте неосведомленного медиапотребителя или, предположим, постоянного читателя этих журналистских продуктов, образ идеального тела, отпечатавшийся в моем сознании, вероятно, заставил бы меня бессознательно подвергать дискриминации других или саму себя.

В результате всей этой погони за аудиторией и стремления во что бы то ни стало продать свой продукт, с одной стороны, и достичь совершенства, с другой стороны, часто становятся мишенями и страдают женщины. Ведь, как мы уже упоминали, значительная часть контента на этих платформах – о них и предназначена для них. В рекомендации Комитета министров Совета Европы по предотвращению сексизма и борьбе с ним отмечается, что «цифровой век усилил контроль, которому подвергаются внешний вид, высказывания и активность женщин». Ситуацию усугубляют социальные сети, которые усиливают проблему посредством месседжей инфлюенсеров или через открытую и скрытую рекламу.

Книга стиля с этическими нормами для журналистов призывает нас не подчеркивать «стереотип о том, что ценность женщины – ее тело и забота о своем теле». Другая рекомендация, предназначенная для рекламы в прессе, но действующая в течение многих лет и для неоплачиваемого журналистского контента, гласит: «Необходимо проявлять осторожность, размещая рекламу с сексуальным и дискриминирующим изображением, на которой женщина представлена главным образом как „sex object” (сексуальный объект – примечание автора)».

Важно не игнорировать ни нашу роль, ни власть, которой мы обладаем. Старая поговорка «семь раз отмерь, один раз отрежь» остается актуальной для СМИ. Давайте спросим себя, какое влияние наша работа может оказать на 14–15-летних подростков, которые, полные противоречий, ищут ответы о собственном теле и примеры, которым они невольно должны следовать, чтобы «достичь» навязанных СМИ стандартов.

Давайте не будем забывать, что в обществе, полном насилия, издевательств и дискриминации, мы можем изменить восприятие, разрушить вредные стереотипы, подставить плечо для преодоления проблем в эпоху, в которую особенно необходимо продвижение здоровой модели поведения.

Анастасия Нани